Стакан - с горя, бокал - с радости

Когда разбился возвращавшийся из Сочи микроавтобус, везший домой чувашских гастарбайтеров, выяснилось, что праздновать успешное окончание очередной трудовой вахты мужики начали еще с первых километров. Были бы они трезвыми, жертв могло быть меньше, да и самой трагедии, в которой погибли 10 человек, не случилось бы – какой трезвый согласится, чтобы его вез не спавший несколько суток водитель?

   
   

Отмечать любое событие пьянством – самая стойкая в Чувашии традиция, считает известный врач-нарколог Владимир ЗАХАРОВ.

Нет повода не выпить

– Владимир Николаевич, так почему люди пьют?

ДОСЬЕ
Владимир Захаров – один из ведущих российских специалистов в области лечения алкоголизма. В августе 1973 года он стал первым в Чувашии врачом-наркологом. За 40 лет он оказал реальную помощь более 50 тысячам пациентов.Несмотря на пенсионный возраст, продолжает работать в республиканском наркологическом диспансере.

– Спроси у ста человек: «Почему ты пьешь?», и каждый назовет свою причину. Но у всех причин один корень. Это свойство алкоголя по-особенному действовать на душевное состояние. Кроме того, алкоголизм – болезнь социальная, в процессе жизни все мы подвергаемся определенному психическому кодированию. В мозгу складываются стереотипы: «после работы с устатку», «кончил дело – гуляй смело», «не пьешь – не уважаешь», «кто не пьет – родину продаст». Человек родился, женился, развелся, помер, что-то купил, продал, нашел, потерял… Тысячи причин! Просто невозможно не выпить. Это называется психической зависимостью от алкоголя.

У нас учат пить с малолетства. Ведь что такое детское шампанское? Это тот же психический код алкогольного поведения – подрастешь, будешь пить взрослое шампанское. Кто придумал названия «лёгкие наркотики», «водка беспохмельная»? Это все ловушки, зомбирование населения на определенное поведение. Чтобы переломить это, нужно изменить всю общественную психологию, людей воспитывать, настраивать на здоровый образ жизни. А этим никто не занимается.

И в России, и у нас в Чувашии достаточно зависимых от алко­голя. В республике за по­следний год только по официальной статистике продано около 10 литров чистого алкоголя (если считать в спирте) на душу населения. Отсюда и последствия. Более 20 тысяч человек состоят на наркологическом учете.

– Чем отличаются пьянство, алко­голизм от так называемого умеренного потребления?

   
   

– Умеренное питие – это когда алкоголь потреб­ляется в исключительных случаях, в небольших дозах и никогда не вмешивается в семью, в работу. Пьянство же приносит человеку не­счастья, проблемы.

Вино минус спирт

– Часто приходится слышать, что небольшие дозы алкоголя полезны. Как Вы относитесь к таким рекомендациям?

– Отрицательно. Я как врач не могу сказать, что алкоголь кому-то полезен. К каждому пациенту надо подходить индивидуально. Одному сто граммов водки в какой-то ситуации могут оказаться полезны, у другого могут начаться аллергия или запой, даже отравление.

– Правда ли, что есть генетическая предрасположенность к ал­коголю?

– Да, в настоящее вре­мя принято считать, что в 10 процентах заболеваний алкоголизмом виновата наследственность.

– Алкоголизм поче­му-то часто называют мужской болезнью. Я, напри­мер, знаю немало молодых симпатичных женщин, ко­торые хотели бы вылечить­ся, но стесняются идти к наркологу, сидеть в одной очереди с «мужиками».

– Это особенности жен­ской психики. И пьют они чаще в одиночку, и компа­нии у них более узкие. И попадают они к нам гораздо позднее, уже с ярко вы­раженными признаками ал­когольной зависимости. Но у женщин сильнее развиты инстинкты самосохранения, продолжения рода. Поэтому они лечатся всегда хорошо, и результат лечения у них лучше.

КСТАТИ
Чувашия – один из немногих регионов, из местного бюджета оказывающих существенную финансовую поддержку производителям алкогольных напитков. 13 декабря 2012 года правительство ЧР при поддержке главы республики Михаила Игнатьева приняло постановление № 562. В нем утверждены правила предоставления субсидий юридическим лицам на возмещение части затрат, связанных с производством и оборотом алкогольной продукции.

Болезнь бездельников

– Кто пьет больше, кто меньше? Зависит ли алкоголизм от социального положения, от профессии?

– Спутники алкоголизма – праздность и безделье. У нас полстраны не работает или перебивается временными заработками. Стабильность, наличие постоянной работы – это стимулы для ведения здорового образа жизни. А от неустроенности люди ищут утешения в алкоголе. Пьют, в основном, крепкие спиртные напитки, причем ударными дозами, много потребляют самогона, различных суррогатов. Если взять медицинские карточки моих пациентов, то почти в каждой написано: «Не работает». Много пьющих среди пенсионеров, процветает пьянство в сельских районах, особенно там, где хозяйства полностью развалились.

Но пьют и вполне успешные люди. Появился даже такой термин: «алко­голизм деловых людей». Они пьют потому, что есть лишние деньги, или потому, что многие дела без «этого» не решаются.

100 граммов – и по новой

– Многие верят, что есть панацея от этой бо­лезни. Выпил таблетку — и все в порядке.

– Алкоголизм — это образ жизни. А образ жизни нельзя изменить лекар­ствами. Лекарства – только начало. Они нужны, чтобы снять ярко выраженную за­висимость от алкоголя. В последующем идет адапта­ция к окружающей среде, человек заново учится ра­доваться жизни. Это уже не зависит от лекарств.

Код трезвости составляется самим пациентом, его искренним желанием вылечиться. Все, что говорят о лёгкости, о ско­ротечности лечения – не что иное, как обычная реклама, рассчитанная на легковерных людей.

Полный курс лечения может продолжаться не­сколько месяцев. И его завершение не означает, что пациент полностью избавился от алкогольной зависимости. Алкоголизм – бо­лезнь хроническая. Она хранится. Есть в медицине понятие «ремиссия» – вре­менное выздоровление, улучшение. И это улучше­ние может длиться и два года, и десять лет, и всю оставшуюся жизнь. Многое зависит от самого больного. Некоторые, год прожив в трезвости, решают, что уже избавились от болезни. Один раз выпили сто граммов с друзьями, другой… В результате тот путь к алкоголизму, который раньше проходили за несколько лет, проходят за месяц, надо лечиться заново.

Смотрите также: