«Первый круг – самый трудный». Один день из жизни кондуктора автобуса

От того, насколько качественно и грамотно выполняет свои обязанности экипаж автобуса, зачастую зависит безопасность и жизнь пассажиров. За один рабочий день, который начинается ранним утром, кондуктор успевает увидеть и запомнить около полутора тысяч лиц. Это много - у корреспондентов АиФ-Казань и АиФ-Чувашия с непривычки лица пассажиров стирались почти сразу. Но наши героини внимательны всегда, причем не только из соображений антитеррористической безопасности - кондукторам просто интересны люди, которых они видят в течение смены.

   
   
Жительница Казани Гульназ Загирова работает кондуктором более трех лет. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова

Казань. Перед сменой

По-тюркски «Гульназ» означает «нежная как цветок». Обладательница хрупкого имени Гульназ Загирова к 28 годам получила высшее экономическое образование, но по специальности работать не стала: уже шесть лет она кондуктор одного из «красных» автобусов в Казани. Свою профессию девушка обожает за то, что находится все время в движении.

Для того, чтобы встать в 3.30 утра, Гульназ не ставит по десять будильников. «С детства я была очень пунктуальной и никогда не подводила людей, - говорит она за завтраком и смеется - Так что просыпаюсь раньше петухов на рассвете». Быть всегда в форме и в боевом настроении девушке помогает спортивный опыт: в детстве Гульназ увлекалась лыжами и теннисом.

Ровно в 4.45 кондуктору нужно быть одетой, накрашенной и в бодром расположении духа - за ней на своем автомобиле заезжает водитель автобуса и вместе они отправляются в ПАТП.

Утро в гаражах пассажирского автотранспортного предприятия всегда однообразное: экипаж автобуса получает путевку, проходит медосмотр, кондуктор забирает валидатор (устройство, которое считывает информацию с электронных проездных), а техники осматривают транспортное средство и ставят штамп, если все исправно. После процедур автобус № 18 отправляется на одну из конечных остановок.

Добравшись до «Северополюсной» (название остановки говорит само за себя: она и вправду находится на самом краю Казани - в Авиастроительном районе) к 6.00, экипаж отправляется обслуживать казанцев.

Из казанского ПАТП-2 автобус выезжает в 5.45. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова

Чебоксары. Перед сменой

Специальный служебный автобус собирает по городу кондукторов и водителей, которым предстоит провести рабочий день в общественном транспорте. Несмотря на ранее утро, никто не опаздывает: автобус не ждет припозднившихся, и тем, кто вовремя не успел, придется до диспетчерской добираться самостоятельно. Первые будут «обилечивать» пассажиров и следить за порядком в салоне, вторые - вести автобус. Всего в диспетчерской набирается, таким образом, 80 человек.

   
   
Надежда Васильева считает автобус вторым домом. Фото: АиФ / Мария Шарова

Надежда Васильева около 10 лет трудилась швеей на трикотажном предприятии, с февраля 1998 года стала кондуктором в автобусе Чебоксарского пассажирского автотранспортного предприятия.

Сегодня женщина работать будет на маршруте №15, который в городе считается самым протяжённым, а значит, и самым проблемным. Он охватывает путь от торгового комплекса «Московский» до села Синьялы за аэропортом. Надежда Николаевна, работник с 16-летним стажем, выходит на остановку раньше всех, т.к. служебный автобус начинает свой пусть от ее остановки.

С 5.00 до 5.55 для всех водителей проводится предрейсовое медосвидетельствование: у выстроившихся в очередь взрослых мужчин, как в пионерском лагере у ребят, измеряют артериальное давление, пульс «Тех, кто вызывает подозрение, отстраняем от рейса, - поясняют медики, проводящие осмотр. - Причины всякие могут быть: невыспавшийся пришел, к примеру, давление не в норме или - всякое бывает! - с похмелья пришел на работу. Но с последним даже не припомним, когда такое было в последний раз. Водители, отвечающие за безопасность пассажиров - народ ответственный, сами понимают, что это очень серьезно. Перед сменой не расслабляются. Вот гипертония - да, бывает…» После медосмотра водители идут с работниками отдела технологического контроля проверять своих «железных коней»: все ли исправно, все ли работает… После осмотра, получив «добро», выходят в рейс.

Информационные стенды в диспечерской висят в нескольких местах. Фото: АиФ / Мария Шарова

Казань. Утренний час-пик 

Мы возвращаемся в Казань. «А до Адоратского едете?» - спрашивает сонная первая пассажирка рейса №18. В ответ Гульназ, не вставая с места кондуктора, утвердительно кивает головой.

У кондукторов в Казани есть свои суеверия. Так, Гульназ старается первым «обилетить» мужчину - это к деньгам. Нельзя подметать салон автобуса утром, иначе рейс заработает мало и не выполнит дневной план.

Автобус начинает наполняться, кондуктор подходит то к одному, то к другому пассажиру. Большинство казанцев тянут ей свои электронные проездные, так что считать мелочь и рвать билеты девушке приходится редко. Приставив к «кошельку» валидатор, девушка проговаривает сумму, оставшуюся на карте.

Валидатор показывает, годен ли проездной, или сколько денег осталось на карте. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова

«С утра я люблю наблюдать за девушками: как они одеты, накрашены, как себя ведут. Так я узнаю, что в Казани модно, а что не очень, какие цвета в тренде», - улыбается молодой кондуктор.

В автобус маршрута №18 могут поместиться 100 человек, из них 25 едят сидя. Пик наполнения транспорта - с 6.30 до 8.00 утром и с 16.30 до 19.00 вечером. В это время Гульназ нужно пробираться между людьми чуть ли не силком. «Так я делаю зарядку, которую не успеваю выполнить с утра, - она и тут находит позитивную сторону. - У кондукторов вырабатывается равновесие. Работа помогает мне всегда быть в тонусе и не набирать лишний вес».

За смену Гульназ Загирова и водитель автобуса 32-летний Рустам Мавлин (шофер автобуса со стажем в 11 лет) от конечной до конечной «наматывают» 4-5 кругов. Одно кольцо рейс №18 проезжает за 109 минут. За это время он проезжает более 80 остановок и заезжает в несколько районов Казани: Азино, Советский, Ново-Савиновский, Московский и Авиастроительный районы.

Высадивший пассажиров пустой автобус останавливается на конечной «Дуслык» («дружба» в переводе с татарского). Кондуктор отправляется осматривать салон автобуса, а водитель направляется к шоферу соседнего рейса.

«Я проверяю салон постоянно, но после очередного «круга» делаю это еще раз. Так спокойнее. Если нахожу в автобусе оставленные вещи, то убираю их в надежное место, чтобы отвести в ПАТП: там есть что-то типа «бюро находок», где каждый может забрать потерянное», - объясняет Гульназ Загирова.

При обнаружении в салоне неизвестного свертка или сумки, кондуктор немедленно обязан сообщить в 02, либо в 112. «Если при обнаружении подозрительного предмета автобус движется по городу с пассажирами, то немедленно необходимо остановиться, высадить людей. Если транспорт находится не в многолюдном месте, мы никуда уже не двигаемся. Если вблизи много прохожих, едем в спокойное место. Немедленно вызываем полицию, саперов, кинологов», - рассказывает подошедший водитель Рустам Мавлин и добавляет, что с ними такого случая «слава богу» не было: Гульназ бдительна и если пассажиры забывают вещи, успевает их предупредить об этом до выхода из автобуса.

В первой половине дня подавляющее число пассажиров - пенсионеры. Фото: АиФ / Мария Шарова

Чебоксары. Утренний час-пик 

Первый круг автобус в Чебоксарах заканчивает к 8.05. На конечной выходят оставшиеся пассажиры. «Много за весь первый круг разных побывало, сами видите… - говорит она. - Вам ноги отдавили, наверное?.. Знаете, самый первый круг - он самый тяжелый, потому что час пик, люди едут на работу, а среди них много просто невыспавшихся и озлобленных… Но, раз мы первый круг осилили - дальше точно выдюжим (улыбается)».

Маршрут, на который поставили сегодня Надежду Васильеву, прошел первый круг. Рассвело. «283 человека побывали в автобусе, - констатирует она, проглядывая персональный портативный терминал. - Идем осматривать салон. Мы это делаем каждый раз, когда круг пройден».

Салон автобуса осматривается за десять минут: Надежда Васильева, отложив терминал, выдающий билеты, идет по салону, заглядывает под сиденья, прихватывая по дороге мусор: фантики, обертки и мелкие билеты. Набирается небольшой пакет сора, который она относит к контейнеру. К контейнеру у диспетчерской подходят и остальные кондукторы - у всех в руках пакеты с мусором, собранным при осмотре салонов. «Так что немного мы и ищейки-полицейские, и дворники-уборщики» - шутят женщины.

В 8.20 Надежда Васильева с водителем Брониславом Алешиным выехали в следующий рейс. Как уверяет кондуктор, сегодняшняя смена на удивление спокойная. «Вообще всякое бывает, - рассказывает она, - Иногда приходится срочно высаживать на остановке, где есть пункт полиции, особо пьяного или особо буйного пассажира. С недавнего времени больше стало пьяных женщин. Их тоже высаживаем, спасибо ППСникам, которые сразу же откликаются. Останавливаем транспорт, зовем их - без разговоров идут на помощь». В день таких «кадров», по ее многолетнему наблюдению, набирается до десятка. «Но если пятница - то до полусотни бывает неадекватных и пьяных, - вздыхает Надежда, - Стараемся не обострять конфликт и по возможности гасить его, но не всегда получается». Насколько «не всегда» это удается, подсказывает уже водитель, Бронислав Поликарпович, который между рейсами успел рассказать о том, как кондуктора Васильеву ударил кулаком в лицо мужчина - непонятно за что - и сразу же вышел из автобуса. Такие вот издержки профессии…

Казань. Середина дня

Гульназ Загирова тем временем рассказывает, что после теракта в Волгограде у нее появился страх. «Там погибла кондуктор, - говорит она. - Террористка зашла в автобус, и сразу произошел взрыв. Думаю, в этом случае даже бдительность экипажа не помогла бы. А мы ведь, как полицейские, должны поддерживать порядок в пределах автобуса».

Пиковые часы с 6.30 до 8.00 и с 16.30 до 19.00, в остальное время автобусы вполне свободны. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова

В обязанности кондуктора входит не только «обилечивание» пассажиров. Целый день она следит за тем, чтобы из окон автобуса никто не высовывался, никто не курил, не пил, не сорил и не портил салон. Также Гульназ вглядывается в лица пассажиров, смотрит, кто как себя ведет. Девушка должна запоминать приметы человека, который забыл сверток или сумку в салоне. «Если кто-то нервничает или часто переговаривается с кем-то по телефону, он вызовет у меня подозрение, - говорит кондуктор. - Конечно, хорошо было бы сделать что-то похожее на специальные рамки. В таком случае террористка Асиялова не попала бы в автобус».

«Девушка, а у вас не найдется таблетки от головы?» - спрашивает женщина лет 70-ти у Гульназ. Кондуктор обещает посмотреть и идет шарить в своей сумке.

В рейсе №18 есть две автомобильные медицинские аптечки стандартного образца, в них мало полезного. Поэтому часто кондуктор носит лекарства с собой: а вдруг кому понадобится помощь.

В каждом рейсовом автобусе по две аптечки. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова

«Есть еще два огнетушителя на всякий случай», - показывает Гульназ. В случае ЧП на автобусе, кондуктор и водитель окажут пассажирам помощь. Для этого для сотрудников ПАТП регулярно проводят инструктажи, а кондукторы прошли обучение на курсах «Безопасность движения» и «Первая медицинская помощь».

«После теракта в Волгограде нам провели внеочередной инструктаж», - говорит девушка.

После завершения второго круга, на конечной, экипаж автобуса ждет автобус-столовая. В течение 30 минут кондуктор и водитель могут подкрепиться первым, вторым и третьим блюдами.

Тем временем в Чебоксарах

После небольшого перерыва в 3 минуты, которые даются, чтобы провести небольшую уборку в салоне и снова осмотреть все пространство, в 10.10 экипаж в Чебоксарах отправляется на очередной круг. На остановке «Детский мир» в салон заваливаются шумные цыганки и двое подвыпивших мужчин. Ни те, ни другие не желают оплачивать проезд. Трезвые цыганки ничем не отличаются от пьяных собутыльников - одинаково кричат и те, и другие. Увидев фотоаппарат в руках корреспондента, предпринимают попытку отобрать. Дорогую технику приходится срочно чехлить. Завершение, впрочем, наступает очень скоро: на ост. «Космонавта Николаева» в салон заходит пассажир - майор полиции. Пестрая компания скучнеет и на той же остановке предпочитает выйти самостоятельно. «Нам просто повезло, - констатирует кондуктор. - Иначе бы горланили еще 10 остановок здесь!»

Кондуктор Надежда Васильева никого не оставит без внимания. Фото: АиФ / Мария Шарова

В 12.30 круг завершается. «Что, перестаешь различать лица? - подмечает Надежда Николаевна, заметив отрешенность компаньона из СМИ, - такое с непривычки у всех бывает. В конце смены я, грешна, тоже, бывает, перестаю запоминать тех, кого уже обилетила: и по второму, и по третьему разу подхожу, бывает, к одним и тем же. Злятся на это некоторые: я, говорят, уже показывала вам три раза!.. Не объяснять же каждому, что я в день вижу около полутора тысяч лиц!..» Лица, впрочем, как ни странно, похожие: подавляющее число пассажиров - пожилые женщины 55-70 лет. Еще одна закономерность - абсолютно все говорливы: общаются друг с другом, кондуктором, корреспондентом, а если не повезло - сами с собой. «Им, пожилым, общения не хватает, - поясняет кондуктор. - У меня не только ноги устают в конце рабочего дня, туда-сюда по салону носиться с терминалом, но и язык (улыбается)».

Обедают кондукторы и водители в общей столовой. Обед из первого, второго и третьего обходится в 100 рублей. «Вкусно ли?» - интересуется у корреспондента сегодняшняя напарница. Обижать женщину не хочется, и приходится врать: да, очень. Но на самом деле - не очень. За такую цену в других местах общепита можно поесть и сытнее и вкуснее, но выбирать работникам ЧПАТП не приходится - время обеда ограничено.

После сытного обеда работать проще. Фото: АиФ / Мария Шарова

В 15.15 автобус «Лиаз» должен снова пройти технологический осмотр. Мастер ОТК с водителем по новой обходят машину и объявляют: транспорт к рейсу готов.

Послеобеденные рейсы: сначала в салоне пожилых бабуль плавно сменяют школьники, студенты и молодые мамы, их, в свою очередь, сменяют труженики предприятий, почему-то большей частью нетрезвые. «Это нормально, - вздыхает кондуктор. - Обычная картина для обычного дня. Народ стремительно спивается, я в этом каждую смену убеждаюсь».

Казань. Конец рабочего дня

«Экипаж автобуса - одна команда, - говорит шофер рейса №18 в Казани. - Очень важен опыт водителя. Не всякий сможет огромную махину заставить плавно тормозить, чтобы никто не упал». Рустам Мавлиев говорит, что во многом проблемы общественного транспорта решили автобусные полосы.

Казанец Рустам Мавлин работает 11 лет водителем автобуса.Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова

Гульназ Загирова рассказывает, что оплата труда кондукторов зависит от выполнения плана. Так, за один круг экипаж автобуса должен продать билетов на 1300 рублей. Получают кондукторы более 20 тысяч рублей в месяц.

К 18.00 автобус заканчивает свой пятый круг. Высадив всех пассажиров, Гульназ и Рустам отправляются в ПАТП. В течение часа техники осматривают автобус, уборщики моют его снаружи, а кондуктор убирает изнутри. Гульназ сдает вырученные средства и отправляется домой.

Чебоксары. Конец рабочего дня

В 19.50 кондукторы и водители собираются в диспетчерской. Кондукторы выстраиваются в очередь, сдают дневную наличность и получают расписание работы на день завтрашний. Водители идут сдавать транспорт.

Вечером в диспетчерской стоит гул: кондукторы делятся впечатлениями о прошедшем дне. Фото: АиФ / Мария Шарова

День закончен. Без терактов, ЧП и внештатных ситуаций.

Смотрите также: