Профессия гармониста скоро канет в Лету, но есть ещё по всей стране такие мастера, которые пусть и не оканчивали консерватории, но играют необыкновенно хорошо.
Фёдор Портнов не выпускает из рук гармонь уже более 28 лет, а 15 из них умеет ремонтировать и настраивать самые разные музыкальные инструменты. Уроженец села Янтиково Яльчикского района рассказал «АиФ» - Чувашия» о выступлении на Первом канале и о том, почему родители запрещали ему играть на гармони.
Скрытый талант
Мария Скворцова, «АиФ» - Чувашия»: Фёдор Васильевич, почему вы начали играть на гармони только в 35 лет?
Фёдор Портнов: Влюбился я в гармонь, ещё когда мне было три с небольшим. Мы с семьёй были на свадьбе. Я услышал звук гармони и потом уже ничего, кроме пальцев музыканта, которые так шустро и задорно бегали по гармони, я не замечал.
Наша семья была многодетной: восемь нас было - детей. Сами понимаете: одному - велосипед, другому - мопед, а мне гармошку подавай. Расходов и без того хватало родителям. А во-вторых, они мне строго-настрого сказали, что гармонистом я не буду - такие, мол, заканчивают пьяницами, постоянно выступая на праздниках.
Когда же вы снова «встретились» с гармошкой?
В армии раньше два года служили. Так вот первые полгода я там выучился на радиомеханика и радиографиста - это мне помогло слух «настроить». На второй год, когда уже «дедом» стал, нашёл в роте старый баян. Встряхнул с него пыль, поднастроил и до самого дембеля играл на нём. Все мелодии и песни на слух подбирал. Я нот и сейчас не знаю.
Уже позже ваше призвание стало профессией?
После армии я до выхода на пенсию проработал на Тракторном заводеоперативным дежурным-высоковольтником. Когда уже на работе всё наладилось, в семье, квартира была собственная, то решил и себя побаловать - гармонь купить. Мне было 35 лет, и с тех пор у меня их более 300 штук накопилось - в гараже храню.
В 1989-м году на заводе объявили конкурс народного творчества среди коллективов. Тогда на предприятии трудились 25 тысяч человек. Я вот-вот только играть научился, можно сказать. Мы пару недель потренировались, волновался - на сцену в первый раз выходил, ну и, можно сказать, с дворовой командой. Тогда среди членов жюри был Вячеслав Александрович Фошин, который до 2012 года был заместителем министра культуры республики, а сегодня - директор Чувашского государственного театра оперы и балета. Он мне сказал, как сейчас помню: «Да, гармонист у вас отменный, вам надо в конкурсах участвовать, и вы будете стабильно в числе призёров».
А деньги гармонь приносила?
В 90-е годы, вы сами знаете, с деньгами везде сложно было, вот я и начал тамадой подрабатывать после завода. Конкуренция тоже появилась серьёзная. Я и свои песни, частушки стал сочинять, в основном на чувашском языке. В 1997 году записал свой первый аудиосборник. Потом решил, что, если гармони ремонтировать и настраивать как следует научусь, тогда уже не будет мне равных.
Врач для гармоней
А насколько дорого по тем временам стоила ваша первая гармонь, она ещё «на ходу»?
В те годы в колхозе, например, платили 30 рублей, а моя тульская гармонь мне обошлась в 45 рублей. Конечно, она ещё у меня есть. Кстати, вы мне хорошую идею подали - восстановить бы её и сыграть на ней снова. Вообще, в моей коллекции есть гармони, которым уже лет 200-250. Ко мне на ремонт привозят инструменты из Татарстана, Марий Эл, Ульяновской и Нижегородской областей.
Я своё ремесло знаю, делаю всё чин по чину. Даже губные гармошки в один момент настраиваю. Лет через 10 клиенты приходят и говорят, как сделал тогда, так и до сих пор всё отлично работает. Гармони, бывает, в обед сто лет (в прямом смысле), а я их на «ноги ставлю», и всё на высоком уровне работает.
Я заметила, что вы левша. Это помогает вам или наоборот?
Имя моё Фёдор означает «Божий дар», а как вы знаете, левши - обычно люди с неординарными способностями. Так что, я считаю, тут двойное попадание в цель (смеётся). Весной этого года, когда ехал на кастинг Первого канала для участия в юбилейной программе «Играй, гармонь любимая!», я был уверен, что выступлю и меня на всю страну покажут. Желающих была тьма, но я вошёл в число 20%, которых отобрали для выступления. Сейчас вот думаю, если бы мне тогда в четыре года родители гармонь купили, я бы, наверное, уже в консерватории играл и профессором музыки стал. Но поклонников мне хватает, диски мои хорошо продаются.
Есть ли у вас ученики, те, кто хотел бы играть на инструменте научиться или ремонтом заняться?
Вот это большая проблема. Мне очень хочется передать свои знания в добрые руки, так сказать. Я бы научил и играть, и ремонтировать. В подмастерья готов взять кого угодно, хоть ему семь будет, хоть 67 лет. Даже если играть на гармони или баяне совсем не умеет - научу. Было бы кого.
Кстати, 40-45 тысяч рублей сегодня стоит хорошая гармонь. А ремонт музыкального инструмента обойдётся в среднем в 10 раз дешевле.