Примерное время чтения: 4 минуты
62

Не доверяй и проверяй. Кому и почему выгодны фейки

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 14. АиФ-Чувашия № 14 01/04/2020

Фейковые новости активно входят в нашу жизнь. Особенно сейчас, когда весь мир борется с новой опасной инфекцией. Кто и зачем их создаёт, а также почему люди склонны верить всему, что слышат, узнала редакция «АиФ» – Чувашия».

Разлетелись по чатам

Проблема недостоверных новостей существовала и раньше, но ажиотаж вокруг коронавируса стал благодатной почвой для процветания фейк-ньюс (от англ. fake news – фальшивые новости).

В тот момент, когда Чувашия была в числе регионов, куда новый вирус ещё не добрался, в Сети быстро разлетелась весть о якобы первом заболевшем коронавирусом жителе республики. Новость разошлась по родительским чатам в мессенджерах и дошла до местных властей, которые поспешили опровергнуть её.

После инцидента в одной из чебоксарских школ, когда в больницы с признаками кишечного отравления попали 34 человека, поползли слухи, что пострадавших на самом деле более 150-и. И многие поверили, решив, что медики замалчивают масштабы случившегося.

А недавно жители республики активно делились сообщением, в котором говорилось, что полиция проводит по торговым центрам ежедневные патрули в поисках детей и подростков, а затем штрафует их родителей. Дошло до того, что эту информацию начали рассылать учителя школ по поручению руководства, которым такой указ пришёл с «самых верхов». В МВД Чувашии призвали не верить в эти публикации и перепроверять информацию.

Многие успели поверить и в фейки про ночную дезинфекцию городов с вертолётов, перекрытие дорог, 20 тысяч заражённых москвичей, действенность чеснока против коронавируса, а также про людей в костюмах, которые под видом дезинфекции усыпляют и грабят людей и т.д. Одни и те же «правдивые» истории от подруг, специалистов, «приближённых к медицине или другим сферам, кочуют из одного города в другой.

Кто попадёт на удочку?

Фото: Союз журналистов России

«Мотивов для распространения фейковых новостей в медиапространстве несколько: посеять панику и увеличить вовлечённость на свои ресурсы, – считает медиаисследователь, секретарь Союза журналистов России Юлия Загитова. – Появляются они чаще на так называемых сайтах-однодневках, которые умело монетизируют рост просмотров и репостов.

Ещё один популярный способ распространения фейков – аудиосообщения в мессенджерах. Там в ход идут всевозможные психологические манипуляции, чтобы нагнать ужас и вызвать страх. На этом тоже зарабатывают. Правда, не деньги, а известность ради тщеславия. Авторы таких сообщений в кругах мессенджеров рассказывают о своих кейсах: например, что запущенную им историю прослушали миллионы людей».

По мнению эксперта, нацелены фейковые новости на самые разные возрастные группы. В зоне риска наиболее доверчивые граждане, которые почти не пользуются Интернетом, за исключением мессенджеров и соцсетей. У них нет привычки перепроверять информацию. Реже попадаются на «удочку» недостоверной информации скептики, которые пользуются современными технологиями, чтобы убедиться в правдивости новости.

Как отличить ложь от правды?

По мнению психолога Ольги Соловьёвой, волна пандемии коронавируса делает многих людей ещё чувствительнее. Прочитанную фейковую новость человек воспринимает близко к сердцу и погружается в стресс из-за ситуации, которой не существует. Тем не менее он примеряет её на себя, а также своих близких, и, дабы не держать их в неведении, сам пересылает заведомо ложную информацию.

«Фейки по своей сути схожи с привычными нам сплетнями. Только последние распространяются в узком кругу, а неправдивые истории – в мессенджерах, соцсетях, при этом втягивают в свои сети огромное количество людей», – говорит она.

Не стать жертвой фейка поможет правило «не доверяй всему, что слышишь, и перепроверяй». Отличить ложную информацию от настоящей можно по нескольким признакам. Один из них – новость исходит не от официальных лиц, а от кого-то, кто что-то где-то слышал или видел. Фейки отличаются эмоциональностью: в текстах много восклицательных знаков, а в голосовых сообщениях – тревога в голосе. Чаще всего автор призывает сделать репост и рассказать своим друзьям и знакомым. А ещё: реальные новости строятся по принципу «перевёрнутой пирамиды» (от важного к менее значимому), а в фейках – наоборот. 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

ТОП 5 ЧИТАЕМЫХ

Самое интересное в регионах