Примерное время чтения: 7 минут
622

Честь имею

Досье
Валентин Малюткин родился 18 августа 1935 года в Чебоксарском районе. Кандидат юридических наук, академик Академии информатизации при ООН, профессор, заслуженный юрист Чувашии, заслуженный работник МВД РФ, заслуженный профессор ЧГУ им. И.Н. Ульянова, почётный профессор Института экономики, управления и права (Казань), полковник милиции в отставке.

На днях всё мужское население страны отметило День защитника Отечества. Сегодняшний гость редакции Валентин Алексеевич Малюткин 32 года прослужил в МВД, 17 из которых готовил специалистов руководящего состава министерства. Потом 22 года своей преподавательской деятельности посвятил становлению юридической школы Чувашии. Генералы-выпускники называли его «учитель», студенты юридического факультета - «батя». Учёный, юрист, журналист, общественно-политический деятель и профессор, известный далеко за пределами республики говорит с «АиФ» - Чувашия» о настоящем мужестве и об истоках ценностей в современном мире.

Фото: Из личного архива

В форме, при погонах
- Валентин Алексеевич, все ли мужчины имеют право называться защитниками Родины, и каков сегодняшний облик защитника Отечества?
- Это праздник всеобщий - Родину наравне с мужчинами защищали и женщины. И уж тем более сейчас, когда женщины делают всё наравне с нами: от управления крупными компаниями и министерствами до полётов в космос. Да и среди мужчин защитниками можно считать только тех, которые своим трудом, своим умом способствуют усилению Отчизны. 

В XXI веке те, кто носит погоны, закрывают не более одного фланга в защите Отечества. Слава богу, современные правители понимают, что большая война в мире невозможна. Экономика и наука - вот что сегодня определяет влияние державы! Вложение в социальный капитал, развитие науки и образования - вот то, что будет определять положение страны в мире! Предприниматели, создающие рабочие места, учёные и инженеры - вот те люди, которые обеспечивают мирное поступательное развитие Отечества.

Фото: https://gov.cap.ru/

- Соглашаясь, что роль человека в погонах сейчас является лишь одной из определяющих, тем не менее спрошу Вас как полковника в отставке: как охарактеризуете роль полиции в контексте этого праздника? 
- Долг службы в милиции обязывает жертвовать своими интересами и даже своей жизнью. Милиция - структура всё-таки героическая. Мне пришлось пройти столько этапов развития Министерства внутренних дел, и всё-таки считаю, в целом, милиция останется самым надёжным отрядом защитников народа. Хотя там есть место и проходимцам.
Как ни назови...
- Вы намеренно называете полицию по-старому «милицией»? Кстати, как вы считаете, на пользу ли была такая реформа?
- Наверное, никогда не смогу представить себя полковником полиции, поэтому называю полицию милицией. Долгое время к милиции, мягко говоря, было не самое лучшее отношение в обществе. Одним лишь переименованием систему не изменить, и отношение к ней тоже. Чтобы к полиции относились по-иному, чем к милиции, могли уважать и любить её, прежде всего нужен обновлённый подход к кадровой политике.

Самого человека надо спрашивать, для чего он идёт служить? Если не вкладывать в голову новобранца то, что полиция с народом, то и защищать никого такие полицейские не станут?! Милиции я посвятил практически всю свою жизнь и на практике, и в науке, поэтому не могу говорить об этом равнодушно. Считаю своим долгом успеть написать книгу об истории советской милиции от царской полиции до наших дней. Пока есть силы и люди, готовые мне в этом помочь, я обязательно это сделаю. Планирую собрать в редакционную коллегию своих братьев-генералов по профессорско-преподавательскому цеху. Но сейчас раскрывать всю затею еще преждевременно. Сохраним интригу.
Всё из детства
- Если говорить о сегодняшних ценностях, кто или что должно стоять на страже фундаментальных основ, таких как долг, честь, мужество, порядочность? Способно ли государство заложить духовные ценности и сформулировать национальную идею?
- Ни одно государство не вправе брать на себя функцию нравственного камертона или примерять на себя роль разработчика нравственно-моральной идеологии. И это не функция и не задача государства. В этом прежде всего я вижу миссию гражданского общества. Те же политические партии могли бы стать частью общегражданского диалога, но пока я не вижу инициативы по достижению компромисса. Одна партия не может для всех выработать эту основу. Здесь именно нужен компромисс.
- Почти весь прошлый век Россия жила в условиях относительного баланса. Вы считаете, что у Коммунистической партии это не получалось?
- Отвечу так. Почему я не в рядах КПРФ, будучи внуком двух ярых коммунистов и сыном комиссара, отдавшего свою жизнь за Родину? Иногда меня, кстати, попрекают тем, что, будучи коммунистом по крови, при этом не являюсь коммунистом зюгановской партии. К сожалению, надо признать, что исторически партия двигалась к разложению. Последние настоящие коммунисты полегли на полях сражений Отечественной войны. Возможно, советское государство погибло из-за того, что мы оказались коммунистами в кавычках?!
- Валентин Алексеевич, как вы считаете, откуда в нашем беспокойном и, в общем-то, я бы сказал, дезориентирующем мире в головах сограждан должно рождаться трезвое представление о ценностях?
- Духовные ценности и воспитание в целом идёт из семьи: если там этого нет, любой гражданский институт сработает вхолостую. С детства у меня перед глазами примеры отца и матери, бабушки, которая, будучи необразованной, была мудрой и справедливой и прежде всего старалась, чтобы её дети и внуки, вырастая, становились порядочными людьми.

Автор текста: Левон Мардоян

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

ТОП 5 ЧИТАЕМЫХ

Самое интересное в регионах