Примерное время чтения: 4 минуты
411

Учитель на миллион. Решится ли проблема с кадровым дефицитом?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 34. АиФ Чувашия № 34 19/08/2020

В Чувашии определили первых «земских» учителей, которые поедут работать в сельские школы республики и получат за это миллион рублей подъёмных. 

Почему мало вакансий?

Программа «Земский учитель» в Чувашии, впрочем, как и во всех российских регионах, стартовала 1 января этого года. Направлена она на привлечение педагогов в сельские школы и школы небольших городов, в которых живёт не более 50 тысяч человек.

Приехавшим работать на село преподавателям обещают единовременную выплату в размере 1 млн рублей. Причём участникам программы не придётся платить налоги с этой суммы, и распорядиться ею они смогут по своему усмотрению.

Надо сказать, что привлекать в сельскую местность будут не только молодых учителей. Возрастная планка для участников программы – 55 лет.

По информации Минобразования Чувашии, заявки на участие в программе «Земский учитель» поступили от 36 педагогов республики. Но вакантных мест оказалось в разы меньше – всего 4.

Небольшое количество вакансий в ведомстве объясняют тем, что при предоставлении регионам субсидии по программе «Земский учитель» учитывалось наличие в федеральном статотчёте вакантных должностей учителей в сельских школах. Так, в 2018 году в нём были заявлены 12 вакансий. Именно поэтому на 2020-2022 годы Чувашии и определена квота в 4 вакансии ежегодно.

Связаны договором

Первая четвёрка «земских» учителей в Чувашии уже выбрана.

«У нас 2 вакансии учителей английского языка в Моргаушском районе, по одной для учителей физики и английского языка в Шумерле», – сообщил министр образования Чувашии Сергей Яковлев и добавил, что до 1 сентября педагоги – победители конкурсного отбора должны заключить трудовой договор со школой с объёмом учебной нагрузки не менее 18 часов в неделю сроком минимум на 5 лет. Денежную выплату они получат до начала зимы.

Одним из «миллионеров» станет учитель английского языка Ольга Шарикова. Уже осенью начнёт учить детей сельской школы в Моргаушском районе. Впрочем, такие перемены педагога нисколько не пугают.

«Я родилась и выросла в этом районе и даже пару лет преподавала в сельской школе, – делится она. – Миллион – это неплохое «подспорье». И радует, что получить такую сумму теперь могут и педагоги. Скорее всего, потрачу эти деньги на решение жилищного вопроса. На одну зарплату учителя вряд ли накопишь на квартиру, пришлось бы брать крупную сумму в кредит».

Педагог признаётся, что пока не задумывается о том, останется ли она на селе после окончания договора или нет. Во многом это будет зависеть от того, как её примет коллектив и какие отношения сложатся с учениками.

«Проблема дефицита педагогических кадров есть не только в сельских, но и в городских школах. И решить её полностью одной программой, на мой взгляд, не получится. Зарплата молодых специалистов, которые приходят в после вуза, довольно невысокая. И это одна из главных причин, почему они не особо хотят идти работать в школу. Не менее важен такой показатель, как оснащение учебного заведения: чтобы под рукой был ноутбук, принтер, выход в Интернет», – считает Ольга Шарикова.

Идея родом из 19 века

Стоит отметить, что практика привлечения учителей в сельские школы не нова сама по себе. В сельскую глубинку педагоги перебирались ещё при Александре II, при котором появились земства, а впоследствии и земские школы.

«Появление земских школ стало качественным шагом в сторону развития массового начального образования, – говорит доктор исторических наук, профессор, декан историко-географического факультета ЧГУ им. И.Н. Ульянова Олег Широков. – В Чувашии до начала реформы в 1864 году было около 50 школ с тысячей учеников, а в 1894 году только в 108 земских школах их уже насчитывалось 6700. Возникла национальная школа. В 1876-1877 учебном году впервые как предмет введён чувашский язык, стали учиться дети чувашей. В Казани и Симбирске появилась система подготовки учителей. Чувашская Симбирская школа им. И. Яковлева подготовила тысячу учителей, из которых 40% – женщины. Земская школа была частной по форме и содержалось за счёт средств земств, а также благотворителей. Сейчас нет «земского учителя» в том виде, которое закладывалось ещё в дореволюционной России».

Кстати
Всего в школах Чувашии на начало 2020-2021 учебного года работают более 9300 учителей. Сейчас в школах, расположенных в сельской местности, рабочих посёлках и малых городах, есть 36 вакансий. Особенно большая потребность в учителях иностранных языков, физики и математики.
 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

ТОП 5 ЧИТАЕМЫХ

Самое интересное в регионах