Примерное время чтения: 8 минут
239

Новой школе – современный учитель. Как меняется обучение в чувашских школах

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 45. АиФ Чувашия № 45 06/11/2019

Какие цифровые технологии внедряются в наши школы и зачем? Какие требования предъявляются к учителям и воспитателям? Появятся ли в Чувашии ясельные группы? Об этом «АиФ» – Чувашия» рассказала первый заместитель министра образования Чувашии Алевтина Фёдорова.

Марина Иванова, «АиФ» - Чувашия»:

– В Чувашии стартовал проект «Цифровая школа». Что он представляет собой?

Алевтина Фёдорова:

– «Цифровая школа» – это не просто компьютеризация образовательных учреждений, как можно подумать. Это создание принципиально новой открытой информационно-образовательной среды, которая даёт каждому ученику широкие возможности. Ребёнок учится самостоятельно добывать информацию и работать с ней, творчески подходить к делу, а также развивает свои навыки. Безусловно, с использованием цифровых технологий.

Сегодня мы только делаем первые шаги в создании цифровой школы: оснащаем образовательные учреждения техникой, обучаем педагогов нужным навыкам, внедряем новые учебные программы.

– Что насчёт сельских школ? Придут ли современные технологии туда?

– Развиваться должны не только городские школы, но и сельские. В 2019 году в Чувашии открыты 40 центров образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста», создаются центры цифрового образования детей «IT-куб», кванториумы. Кроме того, 317 общеобразовательных организаций получили 388 комплектов робототехники. По проекту «Наука в школу» закуплены оборудования для цифровых лабораторий и лабораторное оборудование.

Также республика выиграла грант на получение трёх мобильных кванториумов. Они будут выезжать именно в районы. То есть школьники малых городов и сёл тоже смогут развиваться в ногу со временем. Практически все образовательные организации Чувашии в ближайшее время будут оснащены современными компьютерами.

Алевтина Фёдорова: «Современный учитель должен не только учить, но и постоянно учиться сам».
Алевтина Фёдорова: «Современный учитель должен не только учить, но и постоянно учиться сам». Фото: gov.cap.ru/ gov.cap.ru

– Вы упомянули про обучение педагогов. Изменения в сфере образования затрагивают и их. Каким должен быть современный учитель?

– Прежде всего умелым, отлично знающим свой предмет и интересным каждому ученику. Также педагог должен находить общий язык с детьми, быть гибким, заниматься саморазвитием. Ведь нынешние дети очень продвинутые и способные. Возможно, в цифровых технологиях они даже на шаг впереди. И учитель не должен отставать от них.  

В нашей республике более 160 пилотных площадок по внедрению новых педагогических технологий. Свои профессиональные компетенции педагоги повышают не только на территории Чувашии, но и за её пределами: выезжают на семинары и форумы, обучаются новым технологиям на вебинарах.

Ясли для самых маленьких

– А что насчёт дошкольного образования? Меняются ли там подходы? Какие задачи сегодня перед воспитателями?

– Сейчас в дошкольные учреждения дети приходят с рядом навыков и умений. Они более активны, подвижны, информированы. При этом каждый ребёнок индивидуален и неповторим. Чтобы понимать детей, воспитателю также нужно быть готовым и способным к изменениям. Повысились требования и к их компетенции. Востребован не просто воспитатель-исполнитель, а воспитатель – исследователь, психолог, технолог.

Современный дошкольник должен не только усваивать определённый объём знаний, но и научиться сотрудничать, планировать и оценивать свою деятельность, свободно высказываться, осознавать и понимать различия между людьми и культурами и ценить это.

– Как с очерёдностью в детские сады? Когда проблему удастся полностью решить?

– С 2012 по 2018 годы в Чувашии построено 44 новых дошкольных учреждения. Благодаря этому удалось ликвидировать очерёдность в детсады детей старше трёх лет. Сегодня на учёте для получения места в детских садах зарегистрировано 18 тысяч детей от двух месяцев до 3 лет. Из них около 4 тысяч хотели бы пойти в дошкольное учреждение в этом году. Но пока мест не хватает. Поэтому новые детские сады продолжим строить: за этот год в республике всего будет открыто 16 дошкольных учреждений, ещё 9 начнут строить в следующем году. К 2021 году планируем полностью решить проблему с очередями.

– Регионам поставлена мегазадача – создать условия для обеспечения местами детей с двухмесячного возраста. Реально ли это для нашей республики?

– Задачу мы будем выполнять. Но, как показали наши исследования, пока родители республики не готовы отправлять двухмесячных детей в детский сад. Самое раннее время, когда дети начинают посещать детские сады, – год и два месяца.

Кстати
В соответствии с Указом главы республики от 26 сентября 2019 года «О дополнительных мерах по повышению качества жизни населения Чувашской Республики» на капитальный ремонт детских садов в 2020 году будет выделено 400 млн рублей, что позволит привести материально-техническую базу детских садов, построенных в 1970-80 годах, в соответствие с современными требованиями. Михаил Игнатьев пояснил, что если ежегодно на это выделять средства, то в течение 5 лет возможно капитально отремонтировать все старые детские сады.

Как оплачивается труд педагога

– Зарплаты учителей и воспитателей – всегда предмет дискуссий. Так из чего складывается их доход, и какой его размер на сегодняшний день?

– Все целевые показатели по заработной плате педагогических работников в республике по всем категориям выполняются. В среднем у учителей сегодня она составляет 25 тысяч 726 рублей, у воспитателей – 25 тысяч 498 рублей. Зарплата отдельно каждого педагога может быть как выше средней, так и ниже. Это зависит от нагрузки, от стажа работы, квалификационной категории, профессиональных достижений. Кроме того, есть надбавки за ведение классного руководства, подготовку детей к олимпиадам, к ЕГЭ, за работу с одарёнными детьми.

– Всего несколько лет назад был ощутимый кадровый голод вспомогательного персонала в детских садах. В частности, в Новочебоксарске нянечки отказывались работать из-за мизерной зарплаты. Поменялась ли ситуация? Какие меры поддержки есть для них? 

– Если говорить конкретно о Новочебоксарске, то среднемесячная зарплата учебно-вспомогательного персонала там составляет 12096,20 руб. В основном все детские сады города укомплектованы, но есть 7 вакансий.

Что касается поддержки, то в Чебоксарах дети работников, занимающих должности учебно-вспомогательного персонала в дошкольных учреждениях, посещают детский сад бесплатно, в Новочебоксарске  выплачивается денежная компенсация родительской платы. Такие решения каждый муниципалитет принимает самостоятельно, исходя из финансовых возможностей.

Польза домашних заданий

– Вернёмся к школе. Современные родители сетуют на то, что детей в школах перегружают. Мол, уроки приходится делать всей семьёй до позднего вечера. Оправдан ли такой объём домашних заданий?

– Домашние задания задаются вовсе не для того, чтобы делать их всей семьёй. Они нужны для самостоятельного усвоения и запоминания пройденного на уроке материала. Кроме того, выполнение уроков вне класса дисциплинирует ребёнка, учит его правильно планировать своё время, пользоваться библиотекой и другими источниками информации. По своему педагогическому опыту могу сказать, что объём домашних заданий не увеличился. И он вполне оправданный.

Отчасти взрослые по своей инициативе становятся заложниками ситуации, приучив ребёнка к совместному решению домашних заданий. Родителям стоит попробовать позволить детям самим это делать. И со временем школьник научится справляться с уроками самостоятельно.

– Нередко звучат высказывания о том, что советское образование было лучше, качественнее. Как на ваш взгляд?

– Я училась в советское время, а затем 23 года работала в нынешней системе образования. Могу сказать, что у каждой эпохи есть свои плюсы и минусы. Все изменения продиктованы современными реалиями. И мы не можем их игнорировать. Экономика не стоит на одном месте. От нас требуют высококвалифицированных специалистов. Главное, что, на мой взгляд, остаётся неизменным – дети должны получать достойное образование и воспитание.

Досье
Алевтина Фёдорова Педагог с 23-летним стажем. Была учителем географии, истории, обществознания, права в чебоксарской школе № 47, а также заместителем директора и директором. В Министерстве образования Чувашии работает с марта 2017 года. Занимала должность заместителя министра, а с января 2019-го – первый заместитель министра.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

ТОП 5 ЧИТАЕМЫХ

Самое интересное в регионах