aif.ru counter
139

Большая перемена. В Чувашии придумали, как привлечь учителей на периферию

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 50. АиФ Чувашия № 50 11/12/2019
Целевики – ключ к развитию кадрового потенциала Чувашии.
Целевики – ключ к развитию кадрового потенциала Чувашии. © / gov.cap.ru

Хорошая школа – это прежде всего хорошие учителя. Компьютерными классами и интерактивными досками сейчас никого не удивишь. А вот решение проблемы дефицита специалистов поспособствовало бы поднятию массовой школы, которая держится на таланте квалифицированного педагога, работающего по призванию. Таковых, к сожалению, всегда не хватает в периферийных школах.

На голом энтузиазме единиц, отважившихся работать на селе, далеко не уедешь, и задача властей – создать все условия для эффективного труда учителей. Что же планируется сделать в Чувашии для развития кадрового потенциала, и как сделать так, чтобы вчерашний выпускник педвуза чувствовал себя уверенно в новом амплуа?

Есть контакт!

В советском кинофильме «Сельская учительница» героиня Веры Марецкой приезжает работать в далёкое сибирское село, руководствуясь зовом сердца и принципами чести и морали. Сейчас времена другие – самопожертвования от молодых специалистов никто не требует. Более того, наоборот, стимулирует материально. Об этом было сказано на заседании круглого стола под названием «Совершенствование системы целевого обучения – путь к развитию кадрового потенциала в Чувашской Республике», прошедшем 5 декабря в стенах Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева.

Ситуация на данный момент такова, что рабочие места в школах, особенно сельских, оказываются не вакантны к 1 сентября. Но занимают их не новые учителя, а уже работающие сотрудники. «Разгрузить стареньких» и решить таким образом кадровую проблему в малых городах и сёлах республики может программа «Земский учитель». Начинает работать она в ближайшее время – с 1 января 2020 года. Учителя, которые поедут работать в сельские школы, а также в рабочие посёлки и малые города, получат единовременную выплату в 1 млн руб. С этой суммы, кстати, не нужно будет отчислять 13% подоходного налога – это личная инициатива президента России Владимира Путина. Подобная практика, «Земский врач», уже несколько лет успешно применяется в сфере здравоохранения.

И дело пошло: как сообщил ректор ЧГПУ Владимир Иванов, для участия в программе уже записались 45 студентов вуза. После окончания университета они переедут в районы республики, чтобы испытать на себе нюансы работы сельским учителем.

Вижу цель!

Помимо «сельской» программы, ещё один способ решить кадровый вопрос в школах – целевое обучение. Наиболее оптимальный путь преодоления кадрового голода – непрерывное обучение персонала, считают в Министерстве образования Чувашии. Сегодня педуниверситет идёт навстречу директорам школ, которые заранее могут подсказать, каких учителей и по каким направлениям нужно готовить. Вуз меняет программу и выстраивает студентам индивидуальный план. Например, учитель физики может параллельно изучать иностранный язык, чтобы потом учить детей по двум предметам. Школы заключают договоры со студентами, которые будут в них работать по окончании университета, и выплачивают им дополнительную стипендию в размере одной тысячи рублей. А после отработки обговорённого в соглашении времени молодые специалисты получат сумму в размере 10 окладов. «Есть спрос работодателей на квалифицированных специалистов. И наша задача – в стенах вузов подготовить их. Мы создаём все условия для эффективного труда педагогов. И в сельской местности, и в городских округах открываем и садики новые, современные, инновационные, и школы с элементами цифровизации», – обнадёживает хорошими перспективами глава Чувашии Михаил Игнатьев.

На какую соцподдержку сейчас могут рассчитывать молодые педагоги, в том числе и работники дошкольных учреждений? Это денежные пособия, специальные стипендии за особую творческую устремленность, выплаты молодым семьям и молодым специалистам на строительство жилья в сельской местности, в ряде муниципалитетов приняты дополнительные меры поддержки. Особое внимание уделяется талантливой молодёжи. Так, с 1996 года присуждаются Государственные молодежные премии Чувашской Республики, вручаемые по восьми направлениям. Кроме того, в республике создана система поддержки педагогов-новаторов, в число которых может войти любой молодой эффективно работающий молодой педагог. Начиная с 2006 года педработникам присуждаются премии главы Чувашской Республики. Ежегодно 30 лучших педработников получают по 20 тыс. рублей денежных поощрений и 20 образовательных организаций – по 200 тыс. рублей. Кстати, частные детские сады, имеющие лицензию, тоже получают субсидии из средств республиканского бюджета на реализацию образовательной программы дошкольного образования.

Молодым везде у нас дорога?

В сети Интернет гуляет шутка: требуется сотрудник не старше 20 лет, но с 30-летним опытом работы, двумя высшими образованиями и желательно с взрослыми детьми. И, как водится, в ней имеется только доля шутки. Ведь в несовершенстве отрасли образования виноват и ещё один нюанс – нежелание директоров школ брать в штат неопытных учителей, вчерашних выпускников пединститутов. Почему же такая несправедливость?

«Не хотят рисковать перед родителями, если видят «слабинку» молодого специалиста. Но здесь я не исключаю субъективного мнения самого директора», – полагает Инна Исаева, директор чебоксарской гимназии № 5. – И в этом родителей тоже можно понять — ведь каждый хочет, чтобы его ребёнка обучал опытный и повидавший виды учитель. Но ведь опыта нужно где-то набираться? Тем не менее трудоустроиться ещё в процессе обучения удаётся многим – сейчас в школах проходят практику 280 человек, десятерым из них уже предложили работу. По словам министра образования и молодёжной политики Чувашии Сергея Кудряшова, сейчас доля молодых учителей до 35 лет в республике составляет более 17%. В прошлом же году пришедших в школу молодых учителей было намного меньше – всего 6,7%. И хотя средний возраст педагогического состава всё ещё колеблется около 46 лет, можно сказать, что начало положено.

Обсуждают власти Чувашии и вопрос адаптации учителей-новичков в школах. Вуз даёт студенту хорошую теоретическую базу, но все сложности преподавательской работы молодому учителю приходится постигать методом проб и ошибок. Для того чтобы учителя приходили в школу уже «готовыми», предложено увеличить часы практики и к каждому студенту желательно прикрепить куратора. Опытных же учителей поощрить стипендией, чтобы они могли уступить часть часов молодым педагогам.

Прогресс есть – в целом, молодых специалистов в республике стало больше. Но над решением кадрового вопроса ещё предстоит упорно работать.

Успех каждому

А что же с дополнительным образованием? Напомним, с 1 сентября в Чувашии допобразование работает по принципу собственного выбора ребёнка. Можно выбрать любое направление, которое ребёнку действительно интересно, вне зависимости от финансового положения семьи и от того, школьный ли это кружок, секция в доме творчества или частной организации. То есть бесплатно обучаться в организациях любой формы собственности, в том числе и на недешёвых частных курсах. Как это работает: родители регистрируются на сайте Навигатора дополнительного образования Чувашской Республики, в каталоге Навигатора выбирают занятия и записывают ребёнка на обучение. Детям, зачисленным на занятия, автоматически выдаётся сертификат персонифицированного финансирования с определённой суммой денег. Ребёнок посещает занятия, и оплата за обучение списывается со счёта сертификата. Система персонифицированного финансирования дополнительного образования детей первоначально вызвала неоднозначное отношение к ней родителей: дело в том, что чаще всего именной сертификат покрывает оплату лишь одного кружка. Однако новшество оказалось эффективным – так, федеральная экспертная группа признала опыт внедрения системы лучшей практикой в субъектах РФ и муниципальных образованиях в 2019 году в категории «Региональная практика».

Кстати
Ежегодно пединститут им. И.Я. Яковлева выпускает около 700 специалистов. Однако по профессии работают далеко не все. По данным Республиканского банка вакансий Чувашской Республики, на 1 декабря 2019 года вакантными остаются 408 мест.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах