Примерное время чтения: 8 минут
519

Гуру театра Чувашии Валерий Яковлев о культуре, театре и кризисе

«АиФ»-Чувашия» №6 04/02/2015
Валерий Яковлев / Из личного архива

Под занавес года культуры советский, российский и чувашский театральный актёр и режиссёр, педагог, художественный руководитель Чувашского государственного академического театра, народный артист СССР, лауреат государственной премии РФ Валерий Яковлев удостоен наивысшей театральной премии «Золотая маска-2015». О культуре, литературе, театре и зрителях, постановках, планах и кризисе рассуждает театральный гуру национального театра Чувашии.

Фото: Из личного архива/ Валерий Яковлев

Досье
Валерий ЯКОВЛЕВ. Родился 25 сентября 1939 года в с. Трёхизб-Шемурша Шемуршинского района. Окончил два факультета ГИТИСа: в 1961 году - актёрский и в 1967 году - режиссёрский. С 1961 года - актёр, с 1967 году - режиссёр, с 1979 года - главный режиссёр, с 1990 года - художественый руководитель Чувашского ГАДТ имени К. В. Иванова. Имеет звания: заслуженный деятель искусств Чувашской АССР, заслуженный деятель искусств РСФСР, народный артист РСФСР, народный артист СССР. Награжден орденами «Дружбы народов», «За заслуги перед Чувашской Республикой», Почёта.

- Прошлый год был объявлен Годом культуры. Это как-то сказалось на театре, что-то изменилось?

- Во мне ничего не изменилось. Я всегда считал и считаю, что в самые трудные годы слово «культура» не просто не произносилось, о ней просто не вспоминали. И то, что на культуру наконец обратили внимание - это прекрасно. Прискорбно, но люди успели уже отойти от необходимости духовного и культурного развития. Был объявлен Год культуры - это хорошо, но меня  всегда пугают сроки: давайте обратим внимание на культуру в этом году, а что потом? Закрыли год, и как будто закрыли тему. Эту тему закрывать нельзя! Без культуры, без духовности, без душевных качеств нет человека. Финансовая поддержка в год культуры была оказана, много сделано. А вот идеологического поворота в сторону культуры и духовности так и не произошло…

- Театр неразрывно связан с литературой,  возможно, поворот произойдёт в этом году, в Год литературы?

- С точки зрения поддерж­ки финансовой, она должна продолжаться - не прерываться. Надеюсь, в Год литературы издадут больше книг. Акции и различные мероприятия тоже нужны, но это не главное. Разве нас сейчас можно назвать самой читающей страной? Кто может так сейчас нас назвать? В Чувашии много блестящих поэтов и писателей, о которых забыли, возможно, в Год литературы на них обратят внимание...

Первая роль Валерия Яковлева – Меркуцио («Ромео и Джульетта» Шекспира), г. Чебоксары. 1961 г. Фото: Из личного архива/ Валерий Яковлев

Семь вариантов

- В республике 2015-й объявлен годом родоначальника чувашской литературы Константина Иванова, чьё имя носит и ваш театр. Как будет проходить год, что готовится? Неужели будете ставить «Нарспи»?

-  Мы не можем ставить «Нарспи», потому что в трёх театрах одновременно не может идти одно и то же, коллеги по цеху в русском драматическом и театре оперы и балета уже работают над постановками. Но мы - театр имени Иванова и, конечно, не останемся в стороне. Сейчас полным ходом идёт работа над пьесой Максимова-Кошкинского под рабочим названием «Константин Иванов», она во многом биографична. В нашем театре её ставили дважды: в 50-е и 60-е годы. Но я не считаю этот спектакль датским (прим. приуроченным к дате). Премьера планируется в марте. Кроме того, в первой половине года мы проведём фестиваль спектаклей чувашских драматургов «Классика и современность», посвященный Константину Иванову. А осенью мы планируем провести второй фестиваль, тоже «Классика и современность», где будут участвовать уже постановки русских и зарубежных классиков.

- А сами вы, как режиссёр, охотнее ставите чувашскую классику или для вас это не принципиально?

- Как же национальный театр без чувашской драматургии? Где же ещё, как не у нас, будут ставить пьесы наших авторов? Как бы то ни было, но наш чувашский зритель любит, когда ставят своих.  Меня только огорчает уровень драматургии наших современных авторов. Их вообще очень мало, практически нет. Однажды приходилось доводить до ума пьесу с автором, дошли до семи вариантов. Я не претендую на соавторство, но, конечно, хочется работать с качественным материалом. Но и русскую, и зарубежную классику в театре мы ставим тоже.

- Вы вели подсчёт, сколько спектаклей вы выпустили?

- К сожалению, спектаклей у меня немного - меньше ста. Но зато более 130 театрализованных представлений и концертов срежиссировано. Делать это могу, но не очень люблю.

- Какой ваш самый любимый спектакль?

- Есть очень любимые зрителем спектакли, а есть спектакли, которые не настолько популярны. Один из таких «На дне». Давно мечтал о постановке, видел спектакль во МХАТе. Очень долго всё обдумывал, не хотел лишнего пафоса. И как-то мартовским утром, прогуливаясь по Лакреевскому лесу, увидел  бомжа, вылезающего из подземного колодца, этого мне стало достаточно, чтобы поставить «На дне». Постановку эту даже играли на гастролях во МХАТе. Спектакль был сильным, но, увы, не полюбился нашему зрителю.

Комедия - в приоритете

- Многие (и не только в Чувашии) считают ваш театр одним из самых солидных. Чем живёт театр сегодня? Какой зритель ходит на спектакли?

- 70-80-е годы запомнились регулярными аншлагами, даже очереди в театре были на билеты, записывались за месяц. Сегодня, конечно, нет такого. Зритель охотнее идёт на комедию. С аншлагом, правда, проходят премьерные спектакли. А в зрительном зале, как и раньше, больше всего женщин, а мужчин, как правило, приводят жены, подруги, девушки. Детей мы почти не приглашаем, потому что из школьной программы ставим мало. Хотя старшеклассников приводят. К примеру, есть спектакль Фёдора Павлова, классика чувашской драматургии, «Ялта» (с чувашского «В деревне»). Как в любом провинциальном театре наш зал разношёрстный. Возможно, поэтому он такой непосредственный, отзывчивый, открытый. Более 30 лет мы делаем синхронный перевод, что, думаю, делает нас ещё доступнее. Хотя я, если честно, считаю, что языкового барьера вообще не существует.

Кстати
Валерий Яковлев, кроме прочего, ещё и профессор Чувашского государственного института культуры и искусств. За 11 лет преподавательской деятельности он подготовил два выпуска актёров, которые сейчас работают в русском драматическом и академическом театрах.

- Много говорят о кризисе. Как он отражается сегодня на театре?

- Экономическое состояние в республике было не ахти и до кризиса. Чувашия - небогатый регион. Уже грядёт сокращение государственной помощи. Думаю, что  всё худшее ещё впереди. Трудности будут. Вспоминаю, как мы пережили 90-е годы. Очень тяжелое время было, массовое унынье сказалось тогда и на репертуаре - играли одни комедии. Артисты, как и многие тогда, по несколько месяцев жили без зарплаты. Очень надеюсь, что до этого мы не дойдём. Актёрская заплата и без того низкая, образно говоря, её хватит лишь на лёгкий завтрак Филиппа Киркорова (смеётся). Ну, конечно, если наладится в Чувашии производство, сельское хозяйство, то, возможно, ситуация в целом и изменилась бы, но у нас всё пока только на словах...

«Актёрская зарплата вырастет сразу же, как наладится в ЧР производство и сельское хозяйство…» Фото: Из личного архива/ Валерий Яковлев

- В числе ваших многочис­ленных наград и званий одна из последних - премия «Золотая маска - 2015». Какое место она займёт среди ваших достижений?

- Вручение премии будет в апреле, пока только принимаю поздравления. Огромная честь оказана не только мне, но и театру, где я столько лет работаю. «Золотая маска» - вершина театральных премий. Выше неё ничего нет. Конечно, я горжусь, и мне несомненно льстит соседство с Плисецкой, Джигарханяном и другими.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

ТОП 5 ЧИТАЕМЫХ

Самое интересное в регионах