Сегодня танцевальный фольклор, встреча с аутентичным исполнителем - большая редкость. О многообразии национального фольклора, его традициях, новых веяниях и многом другом мы говорим с народной артисткой Чувашии, балетмейстером, педагогом, автором книги «Нам пляску заводить. Танцы верховых чувашей» Лидией Поповой.
Старт из самодеятельности
- Лидия Авенировна, не могу вас не спросить о том, как случилось так, что вы попали в Чувашский государственный ансамбль песни и танца?
- Я видела выступления этого ансамбля, и мне казалось, что они небожители. О том, что могу оказаться в этом коллективе, не было и мысли, я думала, что туда совершенно невозможно попасть. Но мне удивительно повезло.
Я занималась спортом, посещала кружки, в том числе и танцевальный. В обычной восьмилетней школе, в которой я училась, работал просто уникальный творческий педагогический коллектив. Педагоги очень много времени нам посвящали. После школы я сразу же пошла работать и в свободное время посещала танцевальный кружок в заводском клубе «30 лет ЧАССР», там же вела и детский танцевальный кружок.
Однажды увидела в газете объявление о наборе в государственный ансамбль песни и танца, решила посмотреть, как отбирают артистов на работу. А там мне предложили самой попробовать. Прошла три строгих тура, в итоге оказалось, что из более 40 человек выбрали меня. Так я совершенно неожиданно для себя попала в ансамбль.
Когда я уже стала там работать, оказалось, что всё очень непросто, это уже профессия, а не любительский коллектив. Успех просто так не приходит. Очень короткая жизнь в искусстве, особенно у танцоров - всего 20 лет. А они пролетают, как два дня.
У нас была удивительная танцовщица - Капустина Татьяна Миновна. Во время войны во фронтовых бригадах, когда не было мужчин, она танцевала за мальчиков. Однажды, увидев мою робость, она мне сказала: «Здесь надо работать и стать хорошим танцором или уходить отсюда!» И я доказала, что могу работать, работать на результат. Наверное, поэтому меня не раз приглашали в известные коллективы: Северный государственный русский народный хор, хор им. Пятницкого, Кубанский казачий хор и в другие коллективы России. До сих пор сама себе удивляюсь, как это я не согласилась.
Не все конкурсы одинаково полезны
- Вас часто приглашают в жюри многих конкурсов, причём не только республиканских. Скажите, как вы выбираете, какой конкурс вы готовы судить, а от судейства каких отказываетесь?
- Действительно, в последнее время меня приглашают в жюри многих конкурсов. Любой фестиваль лично для меня - это учёба. Ценно то, что, кроме соревновательного, должен быть ещё и образовательный момент. Семинары, обсуждения, неформальное общение. Фестиваль - это место, где ты показываешь свои умения и смотришь, что умеют другие, - своеобразный обмен опытом. Очень хорошо, когда дети из разных коллективов знакомятся друг с другом, устраивают «батлы», дискотеки... И для балетмейстеров, и для участников конкурса это очень хороший опыт и школа. Из последних какие бы я отметила, это, например, фестивали - «Танцы Поволжья» (г. Пенза), «Барсик» (г. Казань), «Созвездие» (г. Чебоксары) и др.
- В последнее время в Чебоксарах проводится много конкурсов-фестивалей. Как отделить зёрна от плевел? На что обратить внимание?
- Много конкурсов и фестивалей - это, наверное, всё-таки неплохо, но есть и минус, когда его устроители ориентируются на зарабатывание денег. Показателем солидности конкурса, конечно, является состав жюри. Конкурс должен помогать росту участников, обогащать опыт балетмейстеров. Интересно, когда есть, у кого поучиться и с кем можно творчески пообщаться.
Своё, родное
- В Чувашии танцы очень популярны. На ваш взгляд, на взгляд эксперта, достаточно ли сильны национальные традиции в танце, или республику захватывают современные веяния?
- Да, современное искусство сегодня превалирует. Это абсолютно так и не только у нас. Потому что традиционная культура стала уходить на второй план. Поэтому в России в целом, и в частности в Чувашии, большое внимание сейчас уделяется сохранению народных традиций, которые является душой народа. Если мы сегодня не сохраним нашу культуру, наши корни, то и своё потеряем, и чужое не станет нашим.
Дети, растущие в поверхностной, наносной современной информации, отчуждаются от родной культуры. Часто замечаю, что даже студенты, когда приходят ко мне, относятся к фольклору с некой небрежностью и непониманием. И только уже после долгих разговоров о фольклоре, о нашей культуре они начинают проникаться этим. Я с удивлением обнаруживаю зияющую пропасть в незнании национальной культуры.
Ещё в советское время, когда мы были на гастролях с ансамблем в Чехословакии, там познакомились с ирландцами, которые рассказывали, что танцы в их школах - это отдельный обязательный предмет. К сожалению, в наших школах этого нет, поэтому мы должны работать, объяснять, что наша культура - это наша душа, наше сердце, без этого нельзя жить.
Большая составная часть культуры - это народная традиция. И эти знания нужно прививать с детства. На мой взгляд, советская школа была намного сильнее, образование давали великолепное. Я считаю, что систему образования, которая воспитывала людей, умеющих ценить труд, умеющих ценить культуру, умеющих думать, умеющих работать... просто разрушают.
Фольклор учит чувствовать
- А как относитесь к экспериментам и новаторству в танце?
- Танец должен развиваться. Возьмём, к примеру, классический танец. Во время революции американская танцовщица Айседора Дункан танцевала перед солдатами и матросами... И её искусство воспринимали как нечто новое. Тогда она же и сказала, что классический танец умрёт, он никому не нужен, останется лишь модерн. Модерн, конечно, развивается до сегодняшнего дня, но и классический танец продолжает жить. Новаторство должно быть, как говорит один удивительно талантливый балетмейстер Борис Эйфман: «Всё придумано, есть школа, есть система». Но можно придумать что-то своё на основе уже существующего. Притом любое новое произведение должно пройти через твою душу.
Дорогое искусство
- Есть ли сегодня в Чувашии сильные и именитые коллективы?
- Конечно, есть. Сейчас им очень сложно приходится, потому что существование коллектива упирается в финансы. Вообще, танец - это дорогое искусство: на каждый номер нужен костюм, обувь.
У нас в Чувашии есть много достойных коллективов. Лучшие из них удостоены звания «народный». Среди них выделяется заслуженный коллектив России ансамбль танца «Сувар», руководитель которого А.Н. Музыкантов награждён премией правительства России «Душа России», и это огромная честь для Чувашии. Есть коллективы, известные не только у нас в республике, но и за её пределами: театр танца «Восторг» (руководитель Л. Панфилова), ансамбль танца «Танташ» (руководитель А. Попов), Школа современного танца «Солнцеклёш», руководитель Е. Ярославцева, коллективы бального танца под руководством Е. Яруткиной, И. Лиховид и другие. И, кроме этого, в Чувашии достаточно много талантливых балетмейстеров - А. Мужикова, И. Львов, С. Морскова, Т. Петрова...
- Если говорить о молодых хореографах, то в Чувашии им есть, где себя реализовать?
- Для тех, кто хочет учиться хореографическому искусству, у нас есть Училище культуры, там очень хорошее крепкое хореографическое отделение. Можно реализовать себя как хореограф-постановщик, как хореограф-танцор, можно стать и педагогом. А вот собрать сегодня коллектив достаточно сложно, потому что у нас мало культурно-досуговых учреждений, дворцов культуры. Ну, и нельзя не сказать, что при такой маленькой зарплате зачастую не удержишь специалистов в республике. Нужно говорить не только о патриотизме, но и о поддержке руководителей. Много хороших специалистов уезжает учиться или танцевать в другие коллективы.
- На ваш взгляд, что главное в танце?
- Любовь к танцу, понимание, зачем и для чего ты это делаешь.
- О чем вы мечтаете в профессиональном плане?
- Моя книга «Нам пляску заводить» - это первый опыт и небольшой итог моей работы. Сейчас я собираю и готовлю ещё материал, компоную свои материалы, и, возможно, когда-нибудь появится ещё книга.
Кстати, 26 лет Лидия Попова танцевала в Чувашском академическом ансамбле песни и танца.