Примерное время чтения: 10 минут
1212

Почему самодеятельность «круче» профессионалов?

В селе Красноармейское существует удивительный ансамбль народной музыки «Раштав» (Рождество), который известен далеко за пределами не только республики, но и России. Коллектив самодеятельный и состоит из работников газпромовского филиала (Заволжского ЛПУМГ) и членов их семей. Его руководитель, заслуженный работник культуры Чувашской Республики Андрей Тюмеров многое делает для сохранения чувашской культуры и её пропаганды, хотя сам избегает таких громких слов, скромно считая, что это просто ответственное отношение к работе и его долг как профессионала. Сегодня Андрей - гость нашей редакции.

Фото: Из личного архива

Досье:
Андрей Тюмеров родился 29 августа 1976 года в Акшики Мариинско-Посадского района. Окончил Октябрьскую музыкальную школу, Музыкальное училище им. Ф. Павлова, Саратовскую государственную консерваторию им. Л.В. Собинова. Лауреат Государственной премии Правительства РФ «Душа России». Заслуженный работник культуры ЧР, лауреат первой степени Всероссийского фестиваля-конкурса исполнителей народной песни имени Л. Руслановой (Саратов), мастер колокольного звона. Женат, воспитывает трёх детей.

Под занавесом?

- Коллектив ведёт активную концертную деятельность, сохраняя самобытную национальную культуру. Но, несмотря на это и на огромную известность, ансамбль «Раштав» нечасто можно увидеть на больших республиканских праздниках. Почему?

- Всё из-за системы, в которой мы работаем (коллектив создан и работает на базе ведомственного клуба для работников «Газпрома» - прим. ред.), это очень непростая система. И хотя мы и живём в республике с ярким национальным колоритом, мы в основном работаем по корпоративным планам, выступаем прежде всего на своих мероприятиях. Поначалу мы часто выступали в республике, но тогда нас никто не знал. Уже потом, когда благодаря участию в корпоративном фестивале «Факел» пришла популярность, мы полностью ушли в работу внутри корпорации. Она нас поглотила. Мы постоянно работали над своей программой, готовились к конкурсам, и времени на то, чтобы выступать ещё где-то, просто не было. К тому же нельзя забывать, что в нашем коллективе нет музыкантов с образованием, это самодеятельный коллектив из числа работников филиала, а это накладывает свои «но».

Фото: Из личного архива

- Несмотря на то что в вашем коллективе обычные газовики, каждый участник ансамбля владеет каким-либо музыкальным инструментом. Учите сами с нуля? И чем продиктована такая необходимость?

- Да, это наше правило: встаёшь в ансамбль - учись играть на инструменте. В нашем коллективе нет такого, что один аккомпанирует, а остальные просто поют. У нас ведь в рес­публике, как в основном в коллективах: гармошка, барабан и поющие. Мы же стремимся к тому, чтобы самодеятельность ни в чём не уступала профессионалам. Такое решение я принял после того, как увидел уровень конкурсов, в которых мы участвовали. Тогда я понял, что там надо постоянно удивлять, чтобы был интерес к коллективу. Хотя, забегая вперёд, отмечу, что теперь удивлять с каждым годом стало всё сложнее и сложнее. Я со своей супругой Еленой (она по специальности хореограф) готовим целостные номера с инструментальной музыкой и хореографией. За счёт духовых инструментов выступления заметно преображаются. Хотя многие и говорят, что это не традиционные чувашские инструменты. Но если хорошо покопаться в истории, все их найдёшь.

- А какие основные чувашские инструменты?

- Национальные инструменты - это барабан (параппан), скрипка (сӗрме купăс), волынка (шăпăр), домра (тăмра), свирель (шăхлич), палнай (многоствольная флейта), нахра (труба), гусли (кӗсле) и гармонь (хуткупăс).

- Но у вас нет скрипки и волынки? 

- На волынке у нас умеют играть, а вот на скрипке нет, потому что научить скрипке газовиков - это нереально. Но есть музыканты, с которыми я сотрудничаю, и есть задумка в следующую программу включить несколько номеров с участием скрипача, это же даст особую национальную изю­минку.

Фото: Из личного архива

Дело не в рубле?

- Ваш коллектив получает хорошую финансовую поддержку, это, наверное, во многом способствует развитию? Что было бы, если бы коллектив существовал на базе обычного ДК?

- Развиваться и творить при дефиците кадров, малом финансировании, конечно, сложно.
Оснащение клубных учреждений, безусловно, разнится. Но прежде всего я считаю, что в любом месте можно добиться финансирования, доказав, что ты стоящий руководитель, что ты любишь свою профессию, опять-таки показав результаты работы. Тогда относиться и к тебе будут совсем по-другому, и к каким-либо просьбам о покупке инструментов и прочим. Сделай качественный продукт, и под него придёт финансирование. То, что мы работаем в ведомственном учреждении, ещё не значит, что нам всё сверху падает, мы постоянно доказываем свою состоятельность. Но опять-таки если говорить о зарплате, то скажу просто: если есть достойная зарплата, и работать хочется.

После Саратовской консерватории я работал в Музыкальном училище и ещё параллельно работал в Филармонии. Потом предложили работу в Красноармейском. Признаться, я не учился для того, чтобы работать в деревне, грезил большими городами, но судьба распорядилась по-другому, и, как это ни парадоксально, мой путь в большие города прошёл как раз через деревню.

Фото: Из личного архива

- Не задумывались, чтобы запустить ансамбль «Раштав» как коммерческий проект?

- Нет. Во-первых, повторюсь, это самодеятельный коллектив, все работают на производстве, а у них и огневые (название командировок - прим. ред.), и дежурства, и смены, и многое другое. И всё-таки коммерческий проект напрямую связан с деньгами, а это очень опасно и ответственно.

Где все гармонисты?

- Ваш коллектив был за границей. Исполняли ли вы там чувашские песни, и если да, то так реагировали на них иностранцы?

- Разочарую вас, но за границей мы работали с русской программой, поскольку представляли Россию в целом.

- А в репертуаре коллектива какие песни превалируют?

- У нас есть около 50 песен чувашских и более 100 русских.

- Вы живёте всё-таки в глубинке, ближе к носителям культуры, сохраняются ли, на ваш взгляд, обряды в жизни селян? Или остались только какие-то элементы?

- Обряды уходят, и это видно. Как сегодня, к примеру, играют свадьбу? Организуют банкет, и всё. Хорошо, если гармониста пригласят, а то и без него обходятся. А раньше все мероприятия проходили под гармонь. Гармонист был на селе человеком номер один. До 1997 года как гармонист я провёл около 90 свадеб, не считая проводов в рекрута и прочих праздников. Потом уже сбился со счёта... А сегодня-то и гармонистов в деревнях не найдёшь.
Но нельзя, конечно, говорить, что всё совсем забыто и потеряно, отдельные чувашские обряды сохранились.

Фото: Из личного архива

- Андрей, вы ещё руководите детским фольклорным ансамб­лем «Шурӑмпуҫ» (Рассвет), скажите, дети не стесняются своей культуры, охотно ли занимаются?

- Когда малышами только приходят, они ещё не очень понимают, куда пришли и чем будут заниматься. Стараемся в игровой форме увлечь их, и потом они начинают получать удовольствие от чувашских песен, игр.

- Вы многодетный отец. Дома вы говорите на чувашском языке?

- Да. Всей семьёй: я, жена и трое детей - занимаемся в фольклорном ансамбле. 

- Охарактеризуйте чувашскую культуру несколькими словами?

- «Край ста тысяч песен, ста тысяч слов, ста тысяч вышивок» - лучше, по-моему, не скажешь. А ещё чуваши - самый трудолюбивый народ, недаром говорят, что у нас работают, как поют.
Ксения Кошкина

Кстати:

Ансамбль народной музыки «Раштав» (Рождество) - неоднократный дипломант и лауреат международных, всероссийских, региональных и корпоративных фестивалей и конкурсов.
Коллектив выпустил 3 компакт-диска, снял клипы «Стук монотонных колёс», «Рукава», «Богородица». Сняты короткометражки «Салтака ӑсатни» (проводы в рекрута) и «Туй» (отрывок свадебного обряда). «Раштав» хорошо знаком и любим не только зрителями села Красноармейское, его тепло встречали в Чебоксарах, Йошкар-Оле, Н. Новгороде, Москве, Тюмени, Казани, Югорске, Геленджике, Туапсе, Оренбурге, Белгороде, Астрахани, Уренгое, Витебске (Белоруссия) Куала-Лумпуре (Малайзия), Гронингене (Нидерланды)... Коллектив выступал на юбилейном концерте, посвящённом 100-летию хора имени М. Пятницкого, и на юбилейном концерте, посвящённом 20-летию ОАО «Газ­­п­ром» в Кремле.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

ТОП 5 ЧИТАЕМЫХ

Самое интересное в регионах