11 июня 2015 года состоялась очередная сессия республиканского парламента. Народные избранники рассмотрели вопросы, которые во многом будут определять общественно-политическую ситуацию в нашем регионе на ближайшие годы.
Сессия официально назвала дату предстоящих выборов главы республики. Парламент обозначил судьбоносную дату - 13 сентября. Хотя старт избирательной кампании начался задолго до этого момента. Указ президента РФ о досрочной отставке Михаила Игнатьева и наделении его статусом врио главы республики во многом предопределил ход последующей борьбы за высший должностной пост в Чувашии.
Вакансий больше нет
Неожиданно для ряда депутатов первым в повестке дня оказался вопрос об избрании заместителя председателя Госсовета ЧР. Этот пост стал вакантным после отставки Анатолия Князева, попавшего в немилость. И полгода одно из трех мест в президиуме оставалось незанятым. На вопросы по данному поводу спикер парламента Юрий Попов отвечал, что таким образом «экономятся» бюджетные средства (?).
«На самом деле шло перетягивание каната между различными политическими силами. Реально претендовать на этот пост могли председатели парламентских комитетов Малов, Краснов и Кушев. Месяца два назад этот вопрос уже вносился в повестку дня, а потом внезапно выпал оттуда, – говорит журналист Николай Максимов. – По регламенту правом выдвижения кандидатуры на этот пост обладает только председатель Госсовета. Но фактически столь серьезный кадровый шаг ему приходится согласовывать с администрацией главы республики. Коли процесс так затянулся, то смело можно сделать вывод о серьезном противостоянии».
Теперь спикер в качестве своего зама предложил кандидатуру Николая Малова, и парламент практически единогласно его поддержал. Председатель комитета Госсовета ЧР по государственному строительству, местному самоуправлению, Регламенту и депутатской этике Николай Малов не без удовольствия занял долгое время остававшееся вакантным кресло вице-спикера.
Долги наши тяжкие
Заместитель председателя Кабинета Министров – министр финансов ЧР Светлана Енилина выступила с докладами о проектах Закона ЧР «Об исполнении республиканского бюджета за 2014 год» и Закона ЧР «О внесении изменений в Закон ЧР «О республиканском бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов». Заранее скажем, названные нормативные акты были приняты депутатами в двух чтениях.
Енилина обратила внимание на то, что 2014 год для республики, несмотря на негативные тенденции в экономике страны, был отмечен «ростом основных макроэкономических показателей». Бюджет республики, по ее мнению, сохранил свою сбалансированность и устойчивость. Бюджет ЧР за 2014 год исполнен по доходам в объеме 36 млрд 882,4 млн рублей, с ростом к уровню 2013 года на 3,5%, в том числе по собственным доходам в объеме 21 млрд 75,2 млн рублей, рост к уровню 2013 года на 3,4%. По расходам бюджет исполнен в сумме 40 млрд 196,1 млн рублей, с ростом к уровню 2013 года на 9,3%.
Исходя из необходимости финансирования инвестиционных проектов и расходов на развитие социальной инфраструктуры бюджет ЧР формируется с дефицитом, что предполагает осуществление заимствований. Соотношение дефицита к собственным доходам – 17,7%. Поэтому для нашей республики большое значение имеет проведение ответственной долговой политики. Госдолг Чувашии на 1 января 2015 года составил 12,2 млрд рублей (58,2% к собственным доходам). Расходы на обслуживание долга в 2014 году составили 1,1% от общей суммы расходов республиканского бюджета.
На 2015 год в сложившихся условиях основной задачей в области бюджетной политики, по словам Енилиной, остается «обеспечение сбалансированности бюджета республики и исполнение правительством Чувашии всех взятых на себя социальных обязательств». Светлана Енилина отметила, что республиканский бюджет на 2015 год увеличивается по доходам на 3560,6 млн рублей за счет безвозмездных поступлений из федерального бюджета. С учетом вносимых изменений параметры бюджета ЧР на 2015 год составят: по доходам 36928,9 млн рублей (рост против первоначально утвержденных назначений на 10,7%), по расходам – 40982,5 млн рублей (рост на 11,4%), дефицит – 4053,6 млн рублей. Госдолг республики против плановых назначений снижается на 499,1 млн рублей, или на 3,2%, и прогнозируется на 1 января 2016 года в объеме 15150,7 млн рублей, что составляет к прогнозируемым собственным доходам республиканского бюджета 66,2%.. Соотношение объема рыночных долговых обязательств (8942,3 млн рублей) к собственным доходам составляет 39,1%. Законом также корректируются в сторону уменьшения прогнозируемые объемы доходов и расходов Чувашии на 2016 и 2017 годы на 488,1 млн. рублей и 624,5 млн. рублей соответственно.
С критическим анализом главных финансовых документов республиканского правительства выступил депутат Олег Николаев («Справедливая Россия»).
- Мы теряем высокие критерии в области управления финансами, подчеркнул Олег Алексееевич. - Если раньше мы были лидерами по ПФО по темпам прироста доходов, то в прошлом году по этому показателю мы спустились на 12-е место. Мы полностью отказались от привлечения облигационного займа, причем практически согласованного с Минфином России. Потеряли достаточно дешевые деньги, долгосрочные и прогнозируемые. По 14 проведенным аукционам бюджетная эффективность равна нулю. Это довольно-таки тревожный сигнал возможной потери доверия кредиторов. Думаю, это вызвано, мягко говоря, неактивной работой финансового блока правительства. Структура госдолга изменилась с точки зрения его мобильности и оперативности. Начали превалировать дорогостоящие, краткосрочные банковские кредиты. На мой взгляд, это не обеспечивает активизации инвестиционных процессов.
Темпы роста существенно отстают от заложенных в бюджете, - продолжал депутат. - Использование замороженных лимитов – не совсем эффективная мера. Доходы бюджета у нас упали более чем на 700 млн рублей, расходы – на 387 млн рублей. Профицит бюджета 2015 года снизился на 313 млн рублей и составил 666 млн рублей (в 2014 г. – 979 млн рублей, в 2013 г. – более 1 млрд рублей). Госдолг вырос на 45% и составляет 11,57 млрд рублей (в 2014 г. – 7,97 млрд рублей, в 2013 – 6,17 млрд рублей). Следует подчеркнуть, что бюджетные кредиты (чем хвалится Минфин ЧР. – Авт.) не наше эксклюзивное достижение. В соответствии с протоколом трехсторонней комиссии, которая заседает при федеральном Минфине, их получили все субъекты РФ. К сожалению, выдавая ресурсы, Минфин тут же обременил наш регион, чтобы мы принимали определенное решение по поэтапному сокращению дефицита бюджета.
С учетом сказанного прогнозы министра финансов не кажутся столь оптимистичными.
Почему мы не аборигены
Бурную дискуссию вызвал проект закона ЧР «О внесении изменений в Закон ЧР «О регулировании отдельных правоотношений в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных в Чувашской Республике», который внесла фракция партии «Справедливая Россия». Депутат Госсовета Чувашии Леонид Лукин предложил приостановить действие вышеуказанного закона на год до его основательной доработки, так как он не отвечает насущным проблемам отрасли ЖКХ и нарушает конституционные права граждан.
- Информационная работа, которую проводит сейчас власть, не выдерживает никакой критики. Справедливости ради надо сказать: бунтует вся страна, - такими словами начал свое выступление Леонид Лукин. - Этот упрек не относится только к властям Чувашии. Люди собирают подписи за отмену этого закона, выходят на митинги, последовали многочисленные иски в судебные инстанции различного уровня, в том числе в Конституционный суд РФ. Кстати, наша фракция и фракция КПРФ в Госдуме выступили с законопроектом о приостановлении на федеральном уровне этого закона.
Население по большому счету не представляет, что это за зверь такой – взносы за капремонт. И кто это вообще придумал платить вперед за 30 лет! Государство взвалило всю ответственность за общедомовое имущество на собственников. По такой логике можно дойти до того, что, как в мультфильме про Чиполлино, граждане начнут платить за воздух! Государство забыло про свое обязательство капитально отремонтировать многоквартирные дома, квартиры в которых граждане получили в собственность в ходе приватизации. Конституционный суд подтвердил, что эта обязанность за государством сохраняется, несмотря на принятие нового Жилищного кодекса и закона о взносах на капремонт. Нет прозрачности по использованию собранных средств. Куда будут тратиться средства? На этот вопрос закон в сегодняшнем его виде не отвечает. Собственник владеет, пользуется и должен распоряжаться, но третье условие не выполняется.
Этот закон входит в противоречие с основными законами, прежде всего, с Конституцией, - считает депутат Лукин. - Тот же Закон о защите прав потребителей говорит следующее: оплата производится только после выполнения (получения) услуг (а не заранее! – Авт.). Пенсионеры гарантированно не получат выполнение этой услуги. Кроме того, нарушается конституционный принцип, что все равны перед законом вне зависимости от места жительства (в Чебоксарах люди платят 5,5 рублей за кв. м, в Санкт-Петербурге – 2 рубля). Республиканская программа капремонта многоквартирных домов, на наш взгляд, составлялась в спешке и не сумела охватить все нюансы. По существу отсутствовала техническая экспертиза, согласно которой должен составляться график ремонта. Взять хотя бы вопиющий случай на Петрова, 9 в Чебоксарах. Более молодые дома оказались в очереди впереди более старых. Отсутствует и разделение домов на категории, как это сделали, например, в Бурятии.
Кто собирает взносы? Некоммерческая организация «Фонд капремонта ЧР». В законе о некоммерческих организациях (статья 7) говорится, что деятельность таких фондов строится на основе добровольности (!) взносов. Никаких обязательных платежей в этой схеме не существует. Есть соответствующее постановление Верховного суда РФ. Да, собственники несут бремя по содержанию своего имущества, но не чужого (имущества других домов). Большинство из нас платит в обезличенный фонд. Спецсчетов крайне мало, порядка 10%. Все остальные платят в общий котел. И никакого накопления не происходит, потому что сейчас уже расходуются средства из этого фонда. Значит, наши взносы уже пошли на ремонт чужого имущества. Государство «латает» текущие проблемы в ЖКХ за счет средств граждан. Поэтому уплачиваемость взносов за капремонт – 43,5%. Это по республике, в Чебоксарах еще меньше.
Сегодняшнее социально-экономическое положение в стране, мягко говоря, не располагает, чтобы мы возлагали на граждан дополнительные сборы, - резюмировал Леонид Лукин. - На ремонт своей квартиры многие семье не могут накопить средства! По статистике 30% населения должны получать субсидии на ЖКУ. Воспользовались этой субсидией гораздо меньше. Если мы сохраним эту систему, она только усугубит те громадные проблемы в жилищно-коммунальной сфере, которые мы накопили за 20 лет либерально-рыночных реформ. Поэтому наша фракция предлагает приостановить действие этого законопроекта на территории Чувашии как минимум до 1 июля 2016 года. Мы не агитируем жителей не платить, а выступаем за существенную доработку закона.
Все эти доводы оказались не услышанными. Вице-спикер, председатель парламентского комитета по экономической политике, агропромышленному комплексу и экологии Олег Мешков отреагировал на речь Лукина таким образом: «Не убедительно. Что мы, аборигены какие-то! Надо, наоборот, совершенствовать этот закон. Жильцы тех домов, которые требуют ремонта, нас не поймут». Его поддержал заместитель министра строительства и ЖКХ ЧР Александр Герасимов: «Работа идет, к сожалению, тяжело, потому что не все осознают необходимость капремонта. Уже отремонтировано и установлено 23 лифта по г. Чебоксары. На это направлено 35 млн рублей средств не только собственников, но и бюджетные (больше, вероятно, гордится нечем. – Авт.). Приостановление действия этого закона – путь в никуда».
Но не все согласны с ними. Депутат Виктор Ильин сравнил Фонд капремонта с преступным общаком, ведь распределение денежных средств должно, по логике, определяться собственниками жилья, а этого не наблюдается. 14 регионов РФ этот закон не рассмотрели, в том числе Москва, заметил депутат Сергей Семенов. «Закон о капремонте не следовало торопиться принимать», - считает депутат Андрей Кулагин, ратовавший за возрождение коммунальных МУПов, по его мнению, более эффективных структур, нежели УК, ТСЖ и кооперативы. Депутат Валерий Филимонов призвал справедливороссов разделить ответственность за закон с единороссами, но при этом признал, что Минстрой, муниципалитеты и депутаты фракции партии власти не дорабатывают в этом вопросе. К примеру, большинство жителей республики до сих пор не знают, куда платить за капремонт (добавим: и за что! – Авт.)».
За приостановление действия Закона о капремонте выступило 9 депутатов, против - 30. Таким образом, разумную инициативу фракции партии «Справедливая Россия» парламентское большинство в лице фракции партии «Единая Россия» отклонило, так как закон на данный момент устраивает действующую исполнительную власть и коммунальщиков.
Кого в сенаторы?!
На сессии решился, наконец, вопрос о том, кому же отдать полномочия члена Совета Федерации – представителя от Госсовета ЧР. И все из-за того, что не могла определиться с кандидатурой будущего сенатора правящая партия.
Масла в огонь подлили несогласные парламентарии, которые предложили включить в повестку дня вопрос о создании рабочей группы. Пусть-де, она займется «расследованием нарушений в Чувашии конституционных прав граждан» и бездействием по данному поводу врио главы республики... Революционное предложение было, разумеется, успешно отвергнуто.
«Единая Россия» предпочла направить в Совет Федерации гендиректора «Чувашского бройлера» Вадима Николаева. Опять не повезло ветерану политических битв председателю комитета по социальной политике и национальным вопросам Петру Краснову, кандидатура которого также рассматривалась на этот пост.
Лидер справедливороссов Игорь Моляков накануне сессии, где он отсутствовал по уважительной причине (что несколько снизило ее драматизм), по данному поводу заметил следующее: «Совет Федерации – это совет регионов, он должен быть представлен, прежде всего, местными представителями. За редким исключением (Галина Николаева. – Авт.), наша республика всегда была территорией, которая предоставляла людям, которые к Чувашии не имели никакого отношения, кресло сенатора. Данная ситуация у населения всегда вызывала глубокое возмущение. Если регион слабый, его в сенате, как правило, пришельцы, олигархи, отставные чиновники, которых надо пристроить. Медленно, но верно ситуация исправляется. После ряда скандальных отставок, уголовных дел. Наша фракция приложили большие усилия, чтобы миллиардер Леонид Лебедев покинул место сенатора от Чувашии».
На должность в Совете Федерации претендовали два человека – депутат от фракции партии «Справедливая Россия» Владимир Михайлов и упомянутый выше Вадим Николаев. «Я готов биться за любую копейку, браться за любую тему. Я умею фундаментально и систематически работать», - сказал Владимир Михайлов. «За 4 года вы узнали меня как человека. Свою задачу я вижу в том, чтобы Чувашская Республика как регион не была обделена», - заявил Вадим Николаев.
«Мы выдвинули самого достойного. Человека харизматичного, энергичного. Он умеет сказать жестко, но без хамства», - сказал о коллеге по фракции единоросс Игорь Кушев. А Виктор Ильин посоветовал Вадиму Ивановичу регулярно отчитываться с трибуны Госсовета ЧР о проделанной работе, чего практически не делали другие предшественники.
В результате рейтингового голосования симпатии республиканского парламента склонились в сторону известного птицевода Вадима Николаева. Причем его поддержали представители практически всех фракций. Стоит отметить, что впервые за долгие годы наш регион в сенате будет представлять наш земляк, а не московский олигарх.
Впрочем, человек Вадим Иванович далеко не бедный (об этом наглядно говорит его декларация о доходах за 2014 год). Пять транспортных средств, включая снегоходы и грузовики, четыре земельных участка, официальный личный доход за год: 5,3 млн рублей.
"Волнуют этого господина в основном собственное благополучие. А о его отношении к людям, например, к своим подчиненным, и говорить не стоит, - поделился с корреспонентом источник, лично знакомый с парламентарием. - Он запросто, по-отечески, может обматерить любого работягу, невзирая на его регалии. Обвинить его в воровстве. Но вот проблема, судя по обращению работников «Чувашского бройлера» к Президенту РФ, Вадим Николаев очень вольно обращается с доверенными ему финансами и прочими материальными средствами, причем речь идет о суммах со многими нулями (https://cheboksar.net/negativ/2854-rabotniki-oao-chuvashskijj-brojjler-prosjat.html). Работники «Чувашского бройлера» пытались найти управу на своего директора, но, увы, в республике на делишки народного избранника закрывают глаза. Как же можно на друга главы Чувашии клеветать! Вот потому и составили птицеводы челобитную самому Путину (https://cheboksar.net/obzor/2868-oao-chuvashskijj-brojjler-rushit-avtoritet.html)"
"Конечно же, правящая партия продавит любого своего кандидата, учитывая большинство голосов в парламенте Чувашии. Вопрос в том, каким образом этот человек будет представлять республику в сенате, если, будучи депутатом республиканского уровня, он не навел порядок даже в собственном хозяйстве? - высказывают свое мнение некоторые депутаты, не относящиеся к правящей партии. - Получается, убрав одного сенатора-нувориша Леонида Лебедева, мы меняем его на другого? Только финансовым размахом поменьше. Так и республику нашу можно потихоньку «спустить» в Волгу-матушку, как дурно пахнущие отходы с «Чувашского бройлера». Или вы с этим не согласны?.."
Точка зрения автора может не совпадать с мнением редакции.