Выпала эпоха
- Валерий, на чём вы летаете, когда делаете свои фотографии?
- В основном, на мотопараплане. Это такой парашют - крыло и бензиновый моторчик, как у Карлсона, закреплённый за спиной пилота.
- В прежние годы Чебоксары не то что с воздуха, с крыш домов было запрещено снимать. Сейчас ситуация изменилась?
- Из-за этих запретов мы очень много потеряли. В результате выпала целая эпоха, которую можно было бы запечатлеть. Потеряна уникальная возможность увидеть город таким, каким он был 30, 40, 50 лет назад. Впервые в 1926 году Чебоксары сфотографировал с самолёта организатор первого авиаотряда в Чувашии лётчик Иван Скворцов (его именем названа площадь перед чебоксарским аэропортом). По его фотографиям мы можем увидеть, что город тогда заканчивался там, где сейчас находится Дом торговли, а место, где сейчас почти в центре Чебоксар находится железнодорожный вокзал, вообще было далеко за городом. Там, где сейчас ДК имени Ухсая и Чувашский педуниверситет, в 1926 г. с воздуха было хорошо видно большое кладбище.
Более поздних фотографий в архивах не сохранилось. Сейчас летать над Чебоксарами и фотографировать, конечно же, намного проще. Я занимаюсь воздушной сьемкой с 1998 года. В мой альбом вошло более 250 фотографий.
Чтобы развивать, надо показывать
- Издание книги - дело недешёвое. Но ваш альбом даёт властям республики возможность взглянуть на город по-особенному, лучше увидеть, в каком направлении следует развиваться. С высоты недостатки бросаются в глаза. Наверное, от руководителей, желающих иметь такой альбом на своём рабочем столе, отбоя не было?
- Наоборот, большинство чиновников спрашивало, зачем нам это надо? В то же время мы говорим о привлечении в регион инвестиций. Развитие территории напрямую связано с демонстрацией её потенциала. Чем больше и лучше демонстрируешь, тем больше инвесторов приходит. зря говорят - реклама - двигатель торговли. Не сможешь показать, как город будет благоустраиваться, - не будет развития.
Я предлагал и строителям выкупить часть тиража. Они требовали, чтобы на снимках были изображены только возводимые ими объекты. Но они ведь свои дома не в чистом поле строят. На моих снимках хорошо видно, какой вид будет из окна, какие рядом проходят дороги, где находятся исторические памятники. Например, если будущие покупатели жилья увидят, что дом находится в пяти минутах от залива, то квартиры в нём будут раскупаться лучше. Но многие руководители этого не понимают. Это не я за ними, они за мной должны бегать. Как можно что-то проектировать, если не видишь всей перспективы?
Я летал и делал снимки над многими городами Поволжья - Казанью, Ульяновском, Йошкар-Олой… Там у местных властей отношение к моей работе совсем другое.
Кстати, большая часть тиража альбома всё же разошлась. Но покупали альбом, в основном, те, кто просто интересуется историей нашего города.
У чиновников не защемило
- Я знаю, что у вас есть проект, который охватывает не только Чебоксары, но и всю Чувашию.
- Я назвал его «Край моего детства». У меня есть снимки многих городов, сёл и деревень республики. У нас сейчас многие молодые люди лучше знают Турцию, Таиланд, Арабские Эмираты, чем свой родной край. Поэтому я предложил организовать передвижную выставку, которая будет передвигаться по районам Чувашии. Но и этот проект пока не нашёл поддержки со стороны властей. Словом, пока я не нашёл понимания ни у районных, ни у городских чиновников.
Хотя я считаю, что у нормальных людей душу должно защемить от возможности по-другому посмотреть на свою малую Родину. Как-то один человек увидел у меня на фотографии своё село, из которого давно уехал в город. Для него это стало, как полёт во сне над своим домом. «Вот здесь, - говорит, - я ходил в школу. Здесь кладбище, где похоронены мои предки. Здесь первый раз поцеловался, здесь клуб был. Здесь - сеновал. Здесь мы в озере купались. Такое ощущение, что через эту фотографию я связался со своим ангелом хранителем, который защищает только в том месте, где ты родился».
Безопасней, чем на авто
- Вы руководите республиканской Федерацией сверхлёгкой авиации. Что к ней относится?
- Мотопарапланы, дельтопланы. Они идеально подходят для воздушного туризма. Мы с единомышленниками хотим сделать этот вид спорта модным в Чувашии. Эти летательные аппараты не нуждаются в аэродроме, научиться летать на них не сложнее, чем научиться ездить на велосипеде. Стоят они не дороже среднего отечественного автомобиля. У меня есть знакомые, которые совершили на парапланах перелёт из Москвы в Астрахань. Без какой-либо поддержки с земли. Просто брали с собой всё необходимое и пролетали в день по 100-150 километров.
- Получается, что параплан может поднять в воздух не только пилота?
- До 50 килограмм дополнительного груза вполне можно с собой взять.
- А насколько такие полёты безопасны?
- Намного безопаснее, чем езда на автомобиле. К тому же парапланы сейчас изготавливаются из надёжных лёгких материалов, и все они снабжены системами спасения.
- Для того, чтобы подняться в воздух, требуется, наверное, какое-то специальное разрешение?
- Сейчас регулирующее полёты малой авиации законодательство заметно упростилось. Появилось такое понятие, как «неконтролируемое воздушное пространство». В 25 километрах от аэродрома мы можем свободно летать на высоте до 400 метров, а в 50 километрах - на высоте до 1800 метров.
- Для того, чтобы развивать технические виды спорта, усилий таких, как вы, энтузиастов мало. Для этого есть ещё республиканское министерство спорта и министерство культуры.
- С чиновниками из этих ведомств диалога пока не получается. Они хорошо знают, что такое футбол и балет, а что-то новое, оригинальное им неинтересно. Они этим просто не хотят заниматься. Мне тоже нравится и балет, и футбол, но жизнь намного разнообразнее.
Пока же спортивной авиацией у нас в республике официально вообще никто не занимается. Ближайший город, в котором можно получить удостоверение пилота или зарегистрировать летательный аппарат, - это Самара.
Cheboksary air from Валерий Тимофеев on Vimeo.