Кирилл Селёв: Карлсон над Чебоксарами

Фотограф летал над многими городами Поволжья. © / Валерий Тимофеев / Студия воздушной фотографии

Столица Чувашии считается одним из самых зелёных и красивых городов Поволжья. Лучше всего это видно с высоты птичьего полёта. Сегодняшний гость редакции - парапланерист со стажем, профессиональный фотограф, автор фотоальбома «Чебоксары с небес» Валерий Тимофеев.    
   

Выпала эпоха

- Валерий, на чём вы летаете, когда делаете свои фотографии?

-  В основном, на мотопараплане. Это такой парашют - крыло и бензиновый моторчик, как у Карлсона, закреплённый  за спиной пилота.

- В прежние годы Чебоксары не то что с воздуха, с крыш домов было запрещено снимать. Сейчас ситуация изменилась?

Досье
Валерий ТИМОФЕЕВ. Родился в 1970 году в Чебоксарах. Учился в Чебоксарском филиале Санкт-Петербургского инженерно-экономического института. Руководитель студии воздушной фотографии и общественной организации «Федерация сверхлёгкой авиации ЧР». Женат, воспитывает сына и дочь.

- Из-за этих запретов мы очень много потеряли. В результате выпала целая эпоха, которую можно было бы запечатлеть. Потеряна уникальная возможность увидеть город таким, каким он был  30, 40, 50 лет назад. Впервые  в 1926 году Чебоксары сфотографировал с самолёта организатор первого авиаотряда в Чувашии лётчик Иван Скворцов (его именем названа площадь перед чебоксарским аэропортом).  По его фотографиям  мы можем увидеть, что город тогда заканчивался там,  где сейчас находится Дом торговли, а место, где сейчас почти в центре Чебоксар  находится  железнодорожный вокзал, вообще было далеко за городом. Там, где сейчас ДК имени Ухсая и  Чувашский педуниверситет, в 1926 г. с воздуха было хорошо видно большое кладбище.

Более поздних фотографий в архивах не сохранилось. Сейчас летать над Чебоксарами и фотографировать, конечно же,  намного проще. Я занимаюсь воздушной сьемкой с 1998 года. В мой альбом вошло более 250 фотографий.

   
   
Фото: Студия воздушной фотографии/ Валерий Тимофеев

Чтобы развивать, надо показывать

- Издание книги - дело недешёвое. Но ваш альбом даёт властям республики возможность взглянуть на город по-особенному, лучше увидеть, в каком направлении следует развиваться. С высоты недостатки бросаются в глаза. Наверное, от руководителей, желающих иметь такой альбом на своём рабочем столе, отбоя не было?

- Наоборот, большинство чиновников спрашивало, зачем нам это надо? В то же время мы говорим о привлечении в регион инвестиций.   Развитие территории напрямую связано с демонстрацией её потенциала. Чем больше и лучше демонстрируешь, тем больше инвесторов приходит.  зря говорят - реклама - двигатель торговли. Не сможешь показать, как город будет благоустраиваться, - не будет развития.

Я предлагал и строителям выкупить часть  тиража.  Они требовали, чтобы на снимках были изображены только возводимые ими объекты. Но они ведь свои дома не в чистом поле строят. На моих снимках хорошо видно, какой вид будет из окна, какие рядом проходят дороги, где находятся исторические памятники. Например, если будущие покупатели жилья увидят, что дом находится в пяти минутах от залива, то квартиры в нём будут раскупаться лучше. Но многие руководители этого не понимают. Это не я за ними, они за мной должны бегать. Как можно что-то  проектировать, если не видишь всей перспективы?  

Я летал и делал снимки над многими городами Поволжья - Казанью, Ульяновском, Йошкар-Олой… Там у местных властей отношение к моей работе совсем другое.

Кстати, большая часть тиража альбома всё же разошлась. Но покупали альбом, в основном, те, кто просто интересуется историей нашего города.

Фото: Студия воздушной фотографии/ Валерий Тимофеев

У чиновников не защемило

- Я знаю, что у вас есть проект, который охватывает не только Чебоксары, но и всю Чувашию.

- Я назвал его «Край моего детства». У меня есть снимки многих городов, сёл и деревень республики. У нас сейчас многие молодые люди лучше знают Турцию,  Таиланд, Арабские Эмираты, чем свой родной край. Поэтому я предложил организовать передвижную выставку, которая будет передвигаться по районам Чувашии. Но и этот проект пока не нашёл  поддержки со стороны властей. Словом, пока я не нашёл понимания ни у районных, ни у городских чиновников.

Хотя я считаю,  что у нормальных людей душу должно защемить от возможности по-другому посмотреть на свою малую Родину. Как-то один человек увидел у меня на фотографии своё село, из которого давно уехал в город. Для него это стало, как полёт во сне над своим домом. «Вот здесь, -  говорит, - я ходил в школу. Здесь кладбище, где похоронены мои предки.  Здесь первый раз поцеловался, здесь клуб был. Здесь - сеновал. Здесь мы в озере купались.  Такое ощущение, что через эту фотографию я связался со своим  ангелом хранителем, который защищает только в том месте, где ты родился».

Фото: Студия воздушной фотографии/ Валерий Тимофеев

Безопасней, чем на авто

- Вы руководите республиканской Федерацией сверхлёгкой авиации. Что к ней относится?

- Мотопарапланы, дельтопланы.  Они идеально подходят для воздушного туризма. Мы с единомышленниками хотим сделать этот вид спорта модным в Чувашии. Эти летательные аппараты не нуждаются в аэродроме, научиться летать на них не сложнее, чем научиться ездить на велосипеде. Стоят они  не дороже среднего отечественного автомобиля. У меня есть знакомые, которые  совершили  на парапланах перелёт из Москвы в Астрахань. Без какой-либо поддержки с земли. Просто брали с собой всё необходимое и пролетали в день по 100-150 километров.

Фото: Студия воздушной фотографии/ Валерий Тимофеев

- Получается, что параплан может поднять в воздух не только пилота?

- До 50 килограмм дополнительного груза вполне можно с собой взять.

Фото: Студия воздушной фотографии/ Валерий Тимофеев

- А насколько такие полёты безопасны?

- Намного безопаснее, чем езда на автомобиле. К тому же парапланы сейчас изготавливаются из надёжных лёгких материалов, и все  они снабжены системами спасения.

Фото: Студия воздушной фотографии/ Валерий Тимофеев

- Для того, чтобы подняться в воздух, требуется, наверное, какое-то специальное разрешение?

- Сейчас регулирующее полёты малой авиации законодательство заметно упростилось. Появилось такое понятие, как «неконтролируемое  воздушное пространство». В 25 километрах от аэродрома мы можем свободно летать на высоте до 400 метров, а в 50 километрах - на высоте до 1800 метров.

Фото: Студия воздушной фотографии/ Валерий Тимофеев

Кстати
Параплан (планирующее крыло) - это самая простая форма авиации. Благодаря простоте и безопасности, летать на нём можно с восьми до восьмидесятилетнего возрас­та. Параплан не требует больших затрат и является самым популярным авиационным - сверхлёгким летательным аппаратом в мире.

- Для того, чтобы развивать технические виды спорта, усилий таких, как вы, энтузиастов мало. Для этого есть ещё рес­публиканское министерство спорта и министерство культуры.

- С чиновниками из этих ведомств диалога пока не получается. Они хорошо знают, что такое футбол и балет, а что-то новое, оригинальное им неинтересно. Они этим просто не хотят заниматься. Мне тоже нравится и балет,  и футбол, но жизнь намного разнооб­разнее.

Пока же спортивной авиацией у нас в республике официально вообще никто не занимается. Ближайший город, в котором  можно получить  удостоверение пилота или зарегистрировать летательный аппарат, - это Самара.