Сегодня в гостях редакции Мария Белоусова (Стрекоз) - вторая женщина-фотохудожник из Чувашии, вошедшая в состав действующих членов Союза фотографов России. Отказавшись от традиционного художественного пространства, Мария смело экспериментирует с фотографиями, разбирая их практически по частям и смешивая элементы.
Её работы впечатляют экспрессией цвета и пластикой формы, заставляя воображение рисовать себе множество вариантов развития событий. Корреспондент «АиФ-Чувашия» побеседовал с фотографом, чтобы лично услышать, как рождается творчество, чем оно живёт и дышит и что ему может помешать.
Магия фото
- Мария, каково ощущение выхода творчества на федеральный уровень?
- Вступление в Союз фотографов России даёт мне возможность принимать участие в выставках, которые организация устраивает только для своих. Эти выставки проходят по всему миру. А ещё - бесплатно посещать Кремль (улыбается). Плюс, если ты зарабатываешь деньги фотографией, расценки поднимаются в несколько раз. Я, правда, не занимаюсь коммерцией, поэтому этот пункт меня не сильно заботит. Могу сидеть в жюри в конкурсах или быть куратором выставок для начинающих фотографов.
В России фотохудожникам выше прыгать некуда. Есть ещё международная организация фотохудожников, но вступить в неё возможно, наверное, только под конец жизни - пока не наберёшь достаточное количество персональных выставок, участия и побед на международных конкурсах и т.д.
- Расскажи о начале творческого пути.
- Не знаю, как бы сложилась моя жизнь, если бы не мой первый учитель изобразительного искусства В. И. Малышев - ещё в младших классах школы. Он что-то во мне разглядел, и я, веря ему, стала рисовать. Но мне всегда было очень тесно в любом из консервативных направлений, я никогда не рисовала натюрмортов с кувшинами и яблоками и прочих стандартов, которые входят в образовательную программу. Так что, при поступлении на худграф была самоучкой, и всё делала «не так, как надо». В отличие от институтских преподавателей, мой учитель ИЗО никогда не ругал, а исключительно поощрял меня за мои несколько отстранённые и необычные творения. Он же организовал мою первую персональную выставку в родной школе. Я считаю, учителя, как и врачи, бывают или от Бога, или...вообще не бывают. Хотя на последнем курсе мне всё же позволили некую свободу, результатом которой стала необычная дипломная работа. Я делала книжные иллюстрации к стихам Геннадия Айги: фотография берётся за черновик, из которого можно вырезать и вылепить всё, что угодно.
- Фотографией, наверное, тоже с ранних лет увлекалась?
- Да, ещё в школьные годы. В те времена уже потихоньку начинала господствовать «цифра», хотя «мыльницы» были почти у всех жителей города. Собственно, с неё мои опыты и начались - фотографии для первых своих конкурсов я делала на обычную «мыльницу». Все удивлялись, а секрет был один - хорошее знание программы Photoshop. Не думаю, что здесь есть какие-то ограничения, главное - нестандартный подход и эксперименты с настройками.
А потом мой дядя прислал в подарок два разных фотоаппарата «Зенит» - один из них умел накладывать кадр на кадр, а второй делал серию из 36 кадров - для тех лет это было потрясающе. «Цифра», кстати сказать, не была в большом почёте, к ней относились отрицательно, снимая всё на плёнку - в ней есть своя неповторимая магия. Размытые кадры, столь модные и популярные сейчас, считались дефектом.
Хотя поиски свои сейчас продолжаю как в аналоговой фотографии, так и в цифровой. Откровенно говоря, грань между ними для меня стёрта, хотя многие со мной в этом вопросе, конечно, не согласятся.
Далека от традиций
- А вот интересно, какую роль сыграли ваши педагоги в становлении творческой натуры?
- Честно? Скучное это было время, и непродуктивное. Преподаватели научили меня правильно держать карандаш и видеть перспективу, но никак не способствовали развитию таланта.
- А как же всем известное высказывание «Талант или есть, или его нет»?
- Согласна, но можно ведь поощрять вдохновение учеников. Складывалось впечатление, что они держатся только за технику, и малейшее отклонение от нормы расценивается как грубейшая ошибка. Уверена, что это влияние руководства, которое подавляет своим авторитетом и непрекословностью коллектив. Фотография же, как предмет, в университете тогда не преподавалась, но знания композиции, цветовидения и искусствознания мне в дальнейшем пригодились. Хочется отметить бескомпромиссность современного течения фотоискусства, где разрешены любые опыты с плёночной фотографией и почти все запрещены с цифровой. У меня этот факт вызывает лёгкую улыбку и, конечно, досаду, поскольку всё смахивает на вселенский заговор соблюдения традиций (улыбается).
Стереотипное мышление окружает нас повсюду. Фотоискусство, молодой представитель вида искусств, по моему мнению, имеет свой особый творческий путь, который я ищу вместе с ним. И чем разнообразнее он будет в своих воплощениях, тем необычнее и удивительнее будут его плоды. Сдерживание этого процесса не просто смешно, но и бессмысленно.
Выхода нет
- Минкультуры Чувашии чем-то поддерживает вас, фотохудожников?
- Ну…они проводят выставки, конкурсы для новичков…
- А есть интерес подрабатывать на свадьбах и корпоративах?
- В узких кругах таких людей называют падальщиками. Такой способ заработка (от 10 до 40 тысяч за мероприятие) к творчеству не имеет никакого отношения. Людям не должно нравиться абсолютно всё, что ты делаешь - не нужно этого бояться! Ты же не рубль (доллар и так далее). Есть так называемые глянцево-гламурные фотографы, то есть люди, взявшие в руки супер-качественные приборы и щёлкающие всё подряд, не сохраняя в фотографии души. Массовость таких фото может убить ощущение мира.
А есть, например, люди, которые вообще ничего не делают, но сидят на грантах. Чем не пример коррупции в творческой среде?
- Поддерживаешь повальное бегство людей творчества из Чувашии?
- Ну а куда им ещё деваться? В сфере культуры у нас - ноль. Вот было у меня в 2010 году пять выставочных пространств за год - всех людей, посещающих экспозиции, я давным-давно знаю, и они знают меня. Так называемый творческий электорат в Чувашии не меняется годами! Выхода искусству нет - выручает лишь Интернет. В том же Питере зритель другой, там есть возможность заявить о себе. Какие бы хорошие люди в Чебоксарах ни жили, они ничего не решают - это всё равно как в болото кричать. Но это всем известный факт. А вот если бы, сидя в провинции, не выезжая никуда, ты бы через какое-то время стал известным фотографом или художником - вот это была бы новость.
- А как относишься к популярному сейчас виду фотографии, как «селфи»?
- Селфи? А что это такое? Если я правильно понимаю, для этого нужна либо очень длинная рука, либо объектив «рыбий глаз» (улыбается). Но соглашусь, что фотографии, сделанные на телефон, сейчас котируются. В Союзе есть выставки таких - лет пять назад их не то, что не приняли бы, даже рассматривать бы не стали!