Краски ранней весны навеяли корреспонденту «АиФ-Чувашия» мысли о прекрасном. Поэтому сегодня в гостях у редакции - фотохудожник Валерий Панфилов. Валерий - участник многочисленных выставок в Чебоксарах, организовывались и персональные экспозиции, он многократный лауреат республиканских конкурсов «Народная фотография» и нескольких российских, ныне преподаёт в одной из фотошкол Москвы.
По ту сторону фотографии
- Валерий, что таится на душе художника в момент, когда щёлкает затвор его фотоаппарата? Чем живёт, чем дышит сейчас ваше искусство?
- Для меня фотография ли, рисование или поэзия - не важно, чем ты занимаешься, это счастливая возможность забыть обо всём и всех, выпасть из времени. Это состояние (слово «вдохновение» боюсь употреблять из-за его пафосности) приходит и уходит, когда ему вздумается. Но если мы не воспользуемся этим счастливым моментом, то следующего раза может и не быть. Удивление на пустом месте, открытие Америки и изобретение велосипеда заново, буря в стакане, открытие мира и просто жизнь вечная в отрезке времени, откровение... Это смысл и оправдание жизни. И неважно, затребовано ли окружающими то, что ты делаешь.
- Есть кадры, которые даются вам сложно?
- Сложный вопрос! Обычно я вижу уже полностью готовую картинку, которая только и ждала, чтобы я её снял. Она прекрасна, как невеста перед свадьбой! Но какие-то мелочи мешают, отвлекают - возможно, из-за теней или каких то деталей, отрицающих всю картинку. Ищешь ракурс, размываешь фон, отгибаешь травинки, убираешь тени…
Забыл ещё про цвет сказать - вот что часто убивает всю картину! Или, наоборот, делает её просто волшебной - но это один шанс из ста. Я и ученикам своим, студентам, то же говорю: работая с цветом, нужно забыть про всё остальное - форму, резкость, взаимоотношения героев - и представить, что в нём сконцентрирован весь смысл кадра. Хотя бы вначале! Мандарин среди зелёных яблок будет гореть на цветной фотографии, но полностью потеряется в чёрно-белом. Многие фотографы отвернулись от цвета. Многие считают цветную фотографию чуть ли не пошлостью. Конечно, в чёрно-белом варианте всё смотрится более «благородно», «возвышенно», «отстранённо»… Здесь нам сразу задаются правила игры - условность. Никаких розовых прыщиков на лбу, посиневших ушей и красных носов… благодать! Но господь Бог дал нам всё же цветное зрение, думаю я, и жаль было бы от такого дара отказываться.
В споре - истина
- Интересно было бы узнать о Вашей методике преподавания.
- Главное для меня - научить видеть мир фотографически: полюбить свет, тени, цвет, объём, видеть окончательный вариант, научить отсекать лишнее, открыть ещё одно измерение. Разбудить, чтобы они ахнули! Бывает, я спорю с ними на лекциях, но мы всегда остаёмся друзьями.
- Что отличает хорошего фотографа?
- По поводу того, как отделить «зёрна от плевел» - думаю и уверен, что здесь нет единого лекала. Что хорошо для одного, для другого - смерть! Деньги, звания, известность, востребованность здесь ни при чём. Кстати, я со многими фотографами по этому поводу поругался, к сожалению. Они хотели бы видеть единую шкалу оценок. Говорят: оценка «нравится - не нравится» - это непрофессионально. Может быть и так. Они вам всё объяснят - почему это стоит любить, а это - нет. Почему одно красиво, а другое - нет. Выведут законы, как в журнале «Плэйбой», например: эталон красоты - объём груди и талии. Наверное, я анархист по натуре, доверяю только себе. Быть в поиске, стараться не повторяться, уходить с проторённых путей, не бояться ошибиться… Для меня кумиром всегда был Пабло Пикассо - вот бесстрашный человек!
В искусстве самовлюблённость - это тоже конец пути. Я чувствую себя пигмеем рядом с тем, на что мог бы быть способен. Но по мне, так лучше кошмарный сон, чем отсутствие снов.
Был я как-то на уроке фотографии какого-то фотографа, и он так скучно рассказывал об этом искусстве, словно для него это был набор приёмов. Я не выдержал, вышел на сцену и стал пламенно что-то говорить. Понимаю, это было бестактно, это крайне невоспитанно - занимать кафедру, когда не твой бенефис, но... вот такой я. Хотя и подходили многие, и говорили, что очень интересно.
Букашка без бумажки?
- Вы часто путешествуете - причем не только в мирное время и места. По воле долга или, может, есть в этом своя романтика?
- Вообще-то я не люблю искать правых и виноватых, но иногда, когда рядом происходят события планетарной важности, которые останутся в истории на века, когда из телеящика льются потоки лжи, как из прорвавшейся канализации, хочется увидеть всё своими глазами, запечатлеть, показать друзьям. Тем более, что такая возможность, быть может, выпадает раз в жизни. В начале 90-х доводилось снимать репортажи во время военных действий в Москве, недавно - в Киеве… Было странно, что никто из знакомых фотографов не откликнулся и не поехал. Пару слов по поводу студии - многие туда стремятся, но мне в них скучновато, словно играешь в поддавки. На улице интереснее!
- Должен ли фотограф учиться, или это внутренний дар? Насколько я знаю, в России нет классического фотографического образования?
- Есть курсы, есть куча разрозненных школ, не связанных единым центром - их количество растёт как на дрожжах. Выпускникам выдаются «аттестаты» и «сертификаты». Вот думаю: я уже столько лет преподаю в разных фотошколах, а у самого нет ни одной бумажки, удостоверяющей, что я не мальчик с улицы. Ни в каких «фотосоюзах» я также не состою, все грамоты, медали и статьи о себе растерял. Это не принципиальная моя позиция - просто лень-матушка. Не идите моим путём! Советую собирать все публикации и упоминания в прессе о себе, стремитесь вступить во все союзы, какие только есть, и жизнь ваша будет облегчена. Многие «бездари» пробились так в люди и вещают теперь со всех кафедр.
Небо и земля
- Почему не завязались у вас отношения с малой родиной? Смею предположить, что Чебоксары не открывают возможностей для полёта юной души творца? Не скучаете по родному городу?
- В Чебоксарах, когда я уезжал, всё в сфере фотографии было прихвачено и строго регламентировано. Была клановость, была своя табель о рангах, свои кормушки, куда чужаки не допускались. Надо было обладать недюжинной хваткой, административными и прочими способностями, чтобы пробиться в люди. Я был без работы, а фотографией зарабатывать здесь не удавалось. Многие друзья мне говорили: «Поезжай в Москву! Там ты найдёшь себя и себе подобных…» К тому же у меня на руках было приглашение в Китай на свою персональную выставку. Работы уже были отправлены в Далянь, оставалось только заработать деньги на проезд туда и обратно… вот до сих пор и зарабатываю! Ничего не заработал, ничего не добился, если судить по обычным меркам, но сама жизнь в Москве для меня - счастье. Мне нравится ходить по выставкам, нравится сам ритм жизни, этот постоянный риск, драйв, словно идёшь по лезвию, общение и знакомство с потрясающими людьми. Море впечатлений, эмоции зашкаливают. В Чебоксарах, когда я приезжаю, жизнь идёт неспешно, так что через несколько дней я начинаю зевать, скучать и тосковать. А в Москве скучаю по Волге, по заволжским лесам. Состарюсь - перееду жить в деревню, в первозданную красоту - это совсем другое.
И ещё. В Москве, когда встречаешь на открытии выставки знакомые лица, всегда радуешься - как старым добрым друзьям. А в Чебоксарах не так - от вида одних и тех же лиц возникает ощущение, что ты в клетке, и дверка захлопнута навсегда. И продолжение банкета тебе уже известно, и вся жизнь расписана... Лет 5-10 назад в Чебоксарах была очень маленькая культурная прослойка - 50-70 человек, которые постоянно бродили с выставки на выставку, с концерта на концерт, со спектакля на спектакль, давали интервью, писали рецензии. Хотелось бы верить, что сейчас всё изменилось.