Глава Чувашии ввел свою цензуру на газетные издания

   
   

Уже более полугода слежу за ситуацией в Чувашии с некоторыми печатными изданиями, которые как говорит Михаил Васильевич «их мочат». Подпольная и открытая «война» навевает на определенные мысли не только представителей федеральных и республиканских СМИ, но и жителей Чувашии – читателей этой самой прессы, испытывающих «информационный голод» по некоему решению властьимущих чиновников ЧР.

Причём особые отношения республиканских чиновников с прессой начались еще в феврале 2014 года. Тогда чиновники, обсуждая вопрос, казалось бы напрямую касающийся пишущей братии ЧР, о развитии в Чебоксарах киосковой сети, где в основном и реализовывается печатная продукция, указали журналистам, осмелившимся поинтересоваться немаловажной для них темой, на выход.

И давно не секрет, что журналистов определенных изданий, республиканские чиновники не жалуют приглашениями на пресс-конференции, обсуждения и другие встречи.

Своеобразная зачистка информационного потока и неприязнь к свободе слова СМИ, критикующих региональную власть, происходит в Чувашии не только через десятые руки, но и лично главой ЧР Михаилом Игнатьевым.

Так, в сентябре прошлого года Михаил Игнатьев, будучи в Ядринском районе, пообщался с продавцами прессы на местной автостанции, огорчившись, что жители республики в основном покупают такие издания как «Версия», «МК» в Чебоксарах»: «Мы привозим то, что хорошо берут», - поясняла главе республики продавец, отвечая на вопрос об отсутствии на прилавке газет, описывающих работу чиновников и происходящее в Чувашии в розовых красках. «Они нас мочат, а вы их продаёте!», - возмутился тогда Михаил Васильевич.

   
   

Замечание, высказанное главой ЧР в тот осенний день, в настоящее время не просто отзывается эхом, а стало своеобразным лозунгом для тех, кто ополчился на издания, рассказывающие неприкрытую правду о деятельности главы Чувашии и его команды.

С глаз долой – из ящиков вон!

Сначала власти ЧР обозлились на региональные приложения газет «МК» в Чебоксарах», «АиФ»-Чувашия» и «Наша версия», известные своими критическими материалами, изрядно настораживающими и нервирующими администрацию главы Чувашии - в конце декабря 2014 в нескольких магазинах Чувашии запретили продавать федеральные газеты. Тогда предпринимателям - владельцам магазинов «настоятельно рекомендовали» не брать на реализацию именно эти три печатные издания.

Теперь же еще одно местное печатное издание попало в «черный список» — бесплатный еженедельник «Чувашия сегодня» не угодило проправительственной цензуре.

Распространительница этого еженедельника поделилась со мной историей, напоминающую больше некую разборку в стиле девяностых.  Пенсионерка Любовь Александровна раскидывала газеты «Чувашия сегодня» (№8) по почтовым ящикам в многоквартирном доме новоюжного района Чебоксар. Молодой человек, оказавшийся в одном из подъездов дома №19 по ул. Гастелло, сначала просто поинтересовался, что за «информацию» раскидывает женщина, а потом решил препроводить её до другого дома и сфотографировать. Выйдя из очередного подъезда, Любовь Александровна обнаружила не только пропажу загадочного молодого человека, который шел за ней разговаривая по мобильному, но и тележки с 1000 экземпляров газеты. Но заняться поисками тележки пенсионерка не успела – неожиданно появился наряд полиции, очевидно владея информацией о распространительнице и её «грязной» работе, сначала повытаскивали из ящиков газеты, а затем стали насильно сажать женщину в машину, с требованиями поехать с ними. Ситуацию спасли коллеги-распространители, которые связались с юристом.

Причём, этот случай не единичный. «Как нам сказали сами полицейские отделения, куда мы были доставлены, – рассказывает другая распространительница Вера, – им позвонили из администрации главы Чувашии и сообщили, что распространяется газета, порочащая Игнатьева. Вот они и приехали, чтобы проверить сигнал. Но если наша газета порочащая, пусть подают в суд и доказывают, что там написана неправда».

Юристы издания составили заявление о краже личного и редакционного имущества, ущерб от которой составил более 1000 рублей, не считая стоимости личной тележки чебоксарки. Но - чудо! Не прошло и 20 минут после начала конфликта, как тележка «сама собой» нашлась, недалеко от места кражи – около мусорных контейнеров – целая и абсолютно пустая. Остается только догадываться, почему она вообще исчезла.

Куда делись газеты предположить сложно. Но удивляться этому не приходится. В последние три года на дорогах республики у нас десятки миллионов рублей пропадают – благодаря ближайшим сподвижникам Игнатьева. Вон, директор « Чувашавтодора» Александр Волков получил 3 года в колонии общего режима и штраф в размере 900 тысяч руб. за  многомиллионные хищения (более 42 млн руб.) при строительстве федеральной автодороги на территории ЧР. Что уж говорить про несколько пачек издания?

У меня в запасе еще несколько  примеров с гонениями распространителей газеты «Чувашия сегодня». Общение распространителей издания и полицейских «по душам» произошло в конце января этого года в Ибресинском районе Чувашии. Там распространителей газеты задержали сотрудники полиции, запретив им раскладывать газеты по почтовым ящикам и угрожая возможными «проблемами». Кроме того, 100 экземпляров газеты у распространителей изъяли, явно не для чтения на досуге, с распространителей взяли объяснительные. В Шумерле и Алатыре местные чиновники пытаются установить имена разносчиков газеты «Чувашия сегодня», для проведения профилактической беседы. Давление также оказывают через родственников, грозят увольнением и прочими карами – для достижения поставленной цели – не допустить газету до глаз читателей – все меры хороши.

Не допустить в массы!

Как сообщают коллеги, на днях при главе Чувашии прошло совещание, на котором Михаил Васильевич потребовал от подчиненных, в первую очередь от местных администраций, навести порядок с распространением оппозиционных изданий, в том числе газет «МК» в Чебоксарах», «Наша версия», «АиФ»-Чувашия» и «Чувашия сегодня». И, якобы, перед Игнатьевым глава столичной мэрии Алексей Олегович, божился проконтролировать «очистку» Чебоксар от порочащих власть изданий.

Уборщик территории одной чебоксарской управляющей компании согласился сообщить о положении дел на внутренней кухне на условиях полной анонимности: «На днях собрали на утренней пятиминутке и сообщили, чтобы мы доставали из почтовых ящиков газету «Чувашия сегодня». И вообще, чтобы следили кто и что разбрасывает по этим ящикам, чтоб держали обстановку на контроле».

Более того, сегодня жители Чувашии не имеют возможности не только купить «МК» в Чебоксарах», «Наша версия», «АиФ»-Чувашия» в некоторых районах ЧР, но даже почитать эти газеты в библиотеке нельзя – их «вдруг» перестали выписывать.

Яркий пример - в библиотеку И. Тургенева в столице ЧР (Чебоксары, улица Энтузиастов, 31) перестали приходить газеты «Аргументы и Факты»–Чувашия», «Московский комсомолец» в Чебоксарах». По словам библиотекарей, подписка на эти газеты прекращена по указанию свыше от нового руководства библиотечного объединения.

Законы никто не отменял

По суду запрета распространения указанных печатных СМИ добиться республиканские власти не могут, а вот попытаться «закрыть рты» неугодным своими методами в Чувашии пытаются, попытки эти уже граничат с нарушением УК РФ. 

Вот  перечитала статью 144 УК РФ «Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов», в котором предусмотрены наказания в виде принудительных работ, лишения свободы на срок до 6 лет и многотысячные штрафы с лишением права на несколько лет занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Ну, и настольная книга журналиста, закон РФ «О СМИ». Здесь в глаза бросилась статья 3. «Недопустимость цензуры» и статья 58. «Ответственность за ущемление свободы массовой информации».

Что ж, остается наблюдать за накалом страстей, набирающих обороты в подготовке к осени 2015 года. Лично я уверена, что издания попавшие «черный список Игнатьева» как делали свою работу на совесть, так и продолжат. А вот «Есть ли совесть у республиканских чиновников?» для меня вопрос риторический.

Ксения Пескарь
 

 

Точка зрения автора может не совпадать с мнением редакции.