Примерное время чтения: 16 минут
247

Пыль дорог. Чем пахнет воздух свободы?

В последнее воскресенье октября в России ежегодно празднуют День автомобилиста — профессиональный праздник работников автомобильного транспорта, людей, которым не страшны ни пыль да туман, ни время, ни расстояние.

Фото: Из личного архива

 

В гостях «АиФ-Чувашия» не просто «властитель баранки»: когда-то он бороздил дороги в качестве автостопщика, а сейчас — профессионально водит большегруз и сам собирает автомобили. За плечами Алексея Половникова — больше двухсот тысяч километров, «намотанных» по России, Украине и Белоруси.

Палец вверх

Попаду в точку, если предположу, что покорять километры мечтал с самого раннего детства?

Досье:
Алексей Половников родился 3 октября 1987 года в Чебоксарах. Образование — неоконченное высшее (Марийский государственный технический университет). Женат, воспитывает дочь.

А это действительно так, - мечтательно глядя куда-то вдаль, говорит мой собеседник. - Всегда манили большие машины, вообще любая техника - и трасса. Ну, а «покорение», как ты выразилась, начинал с малого. Первый раз проехался автостопом лет в пятнадцать, с дачи в Цивильском районе, это порядка 45-50 км, до Чебоксар. «И тут Остапа понесло» - близлежащие города, безночёвочные поездки до Казани, Нижнего, Йошкар-Олы, Ульяновска... Дальше — больше. Захотелось и мир посмотреть и себя показать. Москва, Питер, Ярославль, Киров, Самара — словом, в скором времени исколесил всю европейскую часть России. Поездки на море, по природным и архитектурным достопримечательностям. Новые впечатления и новые друзья.

Встречались водители, которые неадекватно относились к тому, что ты хочешь проехать бесплатно?

Чтобы побывать в пещерах на Камском устье, например, приходилось изрядно«попотеть» на дороге. Трасса гиблая, проходящая через деревни — местным аборигенам, знаешь ли, очень сложно объяснить, что такое автостоп.

Фото: Из личного архива

В 18 лет появился идея фикс — повидать Байкал. Сказано-сделано: неделя пути в одну сторону и четыре с лишним тысячи км до Иркутска. Ехали вдвоём, ночевать старались в основном по пути, в машинах. А ещё часа через три добрались до озера. Прожили там недели две, спали в палатке. Побывали в музее Рериха в деревне Старая Ангасолка, прошлись до посёлка Култук, а оттуда двинулись в обратный путь. От самой южной точки Байкала до Чебоксар ехали уже 10 дней. Старались тормозить грузовые, чтобы проехать побольше.

Трип длиной в два месяца

Расскажи о самом масштабном твоём автопутешествии...

В 2011 году настроение такое накатило — решил бросить всё, помирить тараканов в своей голове и съездить на Байкал уже в одиночку. Ехал шесть дней на 11 машинах. На этот раз исполнил план-максимум — добрался до того же посёлка Култык и пошел по круглобайкалке, КБЖД. Две трети прошёл пешком — это порядка 70 км, и ещё км 30-35 проехал в грузовом вагоне поезда, матане, так его называют местные. Потом перебрался через Ангару аквастопом — на пароме, и оттуда через Иркутск поехал на остров Ольхон. Поселился там в палаточном лагере в посёлке Хужир. Таких, как я, туристов, там, кстати было полно, по большей части иностранцев— французов, немцев. С одним французов за литром «чая» мы быстро нашли общий язык: он на ломаном русском, я — на ломаном английском общались часа три, не меньше. В общем, крупномасштабное мероприятие — всероссийский слёт шаманов я благополучно проспал (смеётся). Зато посчастливилось понаблюдать за нерпами! Есть на Ольхоне мыс Хобой - единственное место, где их можно увидеть, да и то, по большой-большой случайности. Наблюдал за ними долго, а потом понаехали туристы и своими визгами и криками всех их распугали.

Вскоре пустился в путь до Чебоксар, но по воле случая приключение затянулось. Под Красноярском «застопил» автобус, который перегоняли в Питер, так что в моём распоряжении оказался целый салон!

А на выезде из города Ачинск мы подобрали ещё троих ребят-автостопщиков, ехавших с Байкала — парень из Архангельска, и две девчонки с Украины, в компании с которыми и продолжили путь. В Новосибирске автобус ушёл на стоянку, а мы от нечего делать решили прогуляться по ночному городу. Там нас задержал доблестный наряд тогда ещё милиции, и хотя недоразумение быстро прояснилось, на наш автобус мы уже не успевали. Нам, однако ж, фартило — под Новосибирском, в городе Обь, повстречался один добрый товарищ, который пригласил нас к нему в гости. «Гости» затянулось на неделю.

Что, все остановки по пути домой были такие?

Нет, конечно (смеётся). Разве что ещё в Башкирии...Проезжали мимо озера Кандрыкуль и решили искупаться. В общем, купались мы четыре дня. Потом, доехав до Сызрани, распрощались и отправились каждый в свою сторону.

На этом приключение закончилось?

Не совсем. Доехал я до дома в тот же день, как проснулся в Сызрани. А через два дня мне стало скучно и решил я догнать своих новых друзей, которые на тот момент заехали в Тулу. Доехал до условленного места, нашёл на трассе их палатку и дальше мы выдвинулись в Питер. Там неделю прожили у знакомого художника, а оттуда, разделившись по парам, поехали в сторону Белоруссии. И вот, застряли мы ночью под Псковом в лесах.

Палатка - главный дом автостопщика
Палатка - главный дом автостопщика Фото: Из личного архива

Темнота, хоть глаза выколи — трасса-то там ночью не освещается. И вдруг — свет фар: это, оказывается, вернулся водитель, который нас в последний раз подвозил, и предложил лучше заночевать у него, а наутро снова отвезти на трассу. Новый знакомый оказался полукубинцем, и всё предлагал нам отведать настоящего рома и сигар. С украинскими девушками доехали до города Орши, что в Белоруссии. От туда они поехали в Украину.

1-го сентября с товарищем въехали в Минск. Смотреть там, как мне показалось, особо нечего, кроме библиотеки. Вспомнили, что забыли у девушек из Украины какие-то свои вещи и решили встретиться с ними в Киеве. Там походили по бесплатным концертам, вроде «Вопли Видоплясова». Потом — город Хмельницкий на Западной Украине, пробыл там дней 10, город Каменск-Подольский (бывший польский замок), Харьков, Белгород... Вскоре стало холодать, близилось к октябрю. Тёплых вещей у меня не было, и это стало сигналом того, что пора возвращаться домой. Кстати сказать, к русским на Западной Украине относятся не слишком-то тепло: стоит только слово по-русски сказать, как все переходят на мову.

Тёплой трассы!

Всегда ли быстро удаётся «застопить» машину? Сколько времени, если взять максимально, стоял на трассе?

Цифра:
Расстояние в 5 экваторов проехал Алексей за свою жизнь

Когда первый раз возвращался с Байкала, возле Омска стоял 16 (!) часов. Но по мне, так всё же лучше передвигаться за Уралом, где меньше населённых пунктов, чтобы проехать побольше. Например, от Новосибирска до Иркутска ехал на одной машине — а это почти 2 тысячи км. В европейской части России проблематичней — получается дольше по времени из-за частых пересадок.

Алексей Половников
Алексей Половников на Байкале Фото: Из личного архива

 

А девушки сажают? Или боятся?

Останавливаются, и все задают один и тот же вопрос: «Ну, и как? Берут?»Хочется сказать: ну, как видишь! (смеётся)

А как проще ехать автостопом здоровому бородатому типу вроде тебя (шучу) - вдвоём, например, с девушкой или одному?

Как показывает практика, одинаково! Ну, а после этих приключений решил, что«стопстар» стал «стар». Возраст, туда-сюда, непрезентабельно уже стоять на трассе пальцем вверх. Пересел по другую сторону жизни на колёсах и стал сам подвозить автостопщиков.

Понимаю, понимаю. Вести осёдлый образ жизни мешает ай-нанэ-нанэ в крови. Романтика дорог, воздух свободы и всё такое?

Честно? Романтика — первую неделю, или до первой серьёзной поломки. Банально поменять колесо на грузовой машине не каждый представитель нынешней молодёжи сможет. После каждого рейса зарекался, всё, хватит, больше не поеду никуда, но... Дня два посижу и обратно. Неделями дома не бывал.

Ну, а какие-нибудь курьёзы вроде тех, что показаны в некогда популярном сериале «Дальнобойщики», случались с тобой?

Фото: Из личного архива

Сериал — он на то и сериал, чтобы смотреть было интересно, сама понимаешь. На самом деле всё гораздо прозаичнее. Была одна история... Проходил я город Дмитровград Ульяновской области. Часа два ночи, на улице — минус тридцать, в машине автономки нету, работает только печка. И в этот замечательный момент у меня лопается топливная трубка, и солярка, будь она неладна, течёт на землю. Покричал по рации — никто не знает, где тут поблизости открытые магазины запчастей и есть ли они вообще в этом городе. Ни стоянок, ни магазинов — пусто. Ехать дальше опасно, да и весь перерасход солярки спишут с моей зарплаты. Погреться — тоже никак. Был маленький газовый баллон с горелкой, успел на нём скипятить чаю, залил в термос — это всё, что было у меня тёплого.

Фото: Из личного архива

 

Что делать? Делать-то нечего, часа два мурыжил эту трубку, с помощью шлангов, хомутов и холодной сварки всё-таки соединил два конца этой трубки. Напомню — это в минус тридцать! Позвонил начальству — наверное, они не особо обрадовались этой радостной вести в два часа ночи, потому что я получил лаконичный ответ «Ну, сделай что-нибудь». В общем, когда увольнялся с этой машины, эта трубка так и бегала, никто её не стал менять. Всяко бывало — один только гололёд чего стоит! - но энтузиазм от этого не пропадал.

Да, профессии «дальнобойщик» у нас не учат, все особенности приходится познавать на собственной «шкуре»... А что скажешь о дорогах в Чувашии?

Видал и похуже, у нас они, можно сказать, идеальные. По мне, так самые «убитые» трассы муниципального значения в Ульяновской, Самарской, Красноярской, Иркутской области. В последних, так вообще — бывает, асфальт идёт, идёт и... заканчивается. Камер-«треног» больше всего встречал тоже в Самарской и Московской.

«Платон», наверняка, здорово портит нервы?

«Платон» портит нервы работодателям, и тем, кто работает на своих, личных машинах. Но, на мой взгляд, паника, которая была в начале года, не совсем уместная. О взимании платы за дороги говорили и раньше, но решили начать недавно. Грузы как отправлялись, так и будут отправляться. Тарифы поднимаются. Без работы не останемся. Просто придется подтянуть пояса и работать. Бесплатного сыра не бывает...

 Что помогает в дороге?

Если едешь в качестве пассажира - дружественный разговор на обоюдоинтересующие темы. А если за рулём — радио и рация. Случилось однажды, у меня вылетел болтик с крепления центрифуги на «МАЗе», и полилось масло. Было это в Батыревском районе, где магазинов днём с огнём не сыщешь. Крикнул по рации — тут же подвезли пятьдесят таких болтов на выбор.

Клеймят вас, дальнобойщиков, нехорошим словом, мол, дороги разбиваете...

Алексей Половников
Алексей Половников Фото: Из личного архива

 

Самые дисциплинированные участники дорожного движения — это как раз дальнобойщики. Дорогам достаётся и от легковушек. Не веришь? Например, на МКАДе крайний левый ряд разбит больше, чем крайний правый, хотя грузовым разрешён только первый-второй. Просто люди боятся больших машин.

Водить большегрузы — не женское дело?

Да нет, встречаются и девушки — дальнобои. Но, понимаешь, одно дело — сидеть за рулём, а другое — обслуживать эту технику. Я не представляю, как они справляются, случись что на трассе, где ни сервисов, ни магазинов запчастей.

Где, по последним данным, самые большие пробки?

Во Владимирской области, город Лакинск — там вечный ремонт, Вышний Волочек, что в Тверской области. Ну, и Московская, конечно.

Где ещё мечтаешь побывать?

Я не называю себя модным словом «патриот», но я люблю свою родину за её необъятность. Не стремлюсь за «бугор», и здесь чудес хватает: на одном только острове Ольхон встречаются все четыре климатических пояса! Не успел ещё побывать за Полярным кругом, но туда так просто не добраться.

 Какой совет дашь начинающим автостопщикам?

Я, например, не беру с собой провизию — лишний груз. Не у всех в машине есть столько свободного пространства. Но нужен термос или фляжка с водой. Кстати, вот ты напомнила, был случай в прекрасном городе Канск: при выходе из машины, водитель подарил топор, газовую горелку и жестяную банку из-под кофе. Зачем, мол? Ну, говорит, сугреву ради, а то всё равно будете через город идти пешком. Хорошо, а топор зачем? Оказывается, на всякий случай - там в округе пять тюрем!

Да, и пусть научатся тормозить машину в тех местах, где разрешена остановка. Многие стоят на подъёмах, на спусках, на поворотах, сразу за светофорами, в неосвещённых местах. Словом, выучить ПДД!

Фото: Из личного архива

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

ТОП 5 ЧИТАЕМЫХ

Самое интересное в регионах