За первые три месяца 2019 года в Чувашии поймали 62 нелегальных перевозчика. Борьбу «бомбилами» республика начала еще в прошлом году. «Охоту» на них объявляют раз в неделю.
Прикрывают нелегалов
Пойманным нелегальным перевозчикам пришлось заплатить штраф от 3 до 10 тыс. рублей. Автомобили четырёх «бомбил» конфисковали как орудие административного правонарушения за незаконное предпринимательство. Таковы итоги совместных рейдов специалистов Минтранса и Госавтоинспекции республики за первый квартал.
«Мониторим городские и межмуниципальные перевозки, – говорит инспектор по особым поручениям УГИБДД МВД по Чувашии Михаил Иванов. – Останавливаем не только машины с шашечками и цветографией на боках, но и «нераскрашенные». При этом выявить таксиста-нелегала довольно сложно. Важную роль играют показания пассажиров – признаются ли они, что воспользовались услугами такси».
Но, как правило, люди редко выдают «бомбил» – представляются друзьями или родственниками водителя. Тем самым они оправдывают и прикрывают тех, кто подвергает опасности их жизни.
«Нелегал в погоне за сверхприбылью экономит на всём, – отмечает замминистра транспорта и дорожного хозяйства Чувашии Сергей Яхатин. – Он может ездить на неисправном авто и без должного опыта вождения или вовсе без прав. Неофициальный перевозчик снимает с себя обязательства перед пассажиром, не отвечает за безопасность поездки, за жизнь и здоровье того, кого он везёт. У легальных таксистов общий водительский стаж не может быть менее трёх лет, они регулярно проходят предрейсовый осмотр и каждые полгода – техосмотр транспортного средства. Кроме того, у них есть страхование жизни, вреда здоровью и имуществу».
С лицензией спокойней
Сегодня в республике 1500 легальных таксистов, «нелегалов» гораздо больше. Их число медленно, но верно уменьшается, отмечают в Министерстве транспорта Чувашии. В июле 2018 года ведомство подписало соглашение с «Яндекс. Такси». За это время сервис заблокировал более тысячи водителей, которые работали нелегально.
Чтобы перейти из рядов «бомбил» в легальные перевозчики, юрлицу или ИП нужно получить разрешение на деятельность такси. Оно выдаётся на 5 лет. Цена вопроса – 1170 рублей на оплату госпошлины.
По мнению нелегальных таксистов, работать официально им невыгодно: получение лицензии, оформление ИП и налоги съедят почти всю выручку, уверены они.
«Не от хорошей же жизни люди подаются в таксисты, а от безысходности с финансами, – признаётся Владимир, который, по его словам, «таксует» время от времени. – Эту проблему надо решать, а не штрафовать и отнимать железного «кормильца» у водителей».
35-летний Андрей несколько лет таксовал нелегально. Однажды нарвался на штраф и решил больше не испытывать судьбу на прочность: пару месяцев назад стал лицензированным таксистом. Говорит, что так спокойнее и ему, и пассажирам. Однако мужчина считает, что властям бороться нужно не столько с «нелегалами», а работать с теми, кто пользуется их услугами. Пока люди голосуют рублём, пренебрегая своей безопасностью, «бомбилы» никуда не исчезнут.