Последствия диеты в Великий Пост
Большинство людей уверены, что с началом Великого Поста необходимо соблюдать строгую особую диету. Все 40 дней верующие и желающие очиститься от грехов начинают питаться по-особому, исключая пищу животного происхождения. Как подобные действия сказываются на желудке человека? Как ограничения в еде могут повлиять на общее состояние? И нужно ли придерживаться диеты в Великий Пост? Об этом расскажут врач-гастроэнтеролог и настоятель епархиального храма Рождества Христова.
Заведующая гастроэнтерологическим отделением в БУ «Больница скорой медицинской помощи» в Чебоксарах, Галина Шакурова: «Когда начинается Пост, люди начинают употреблять определённую пищу. В это время, можно сказать, запрещается пища животного происхождения. Соответственно, человек начинает употреблять только растительную пищу. Кишечник человека не запрограммирован так, чтобы переваривать только растительную пищу. Поэтому какие-то издержки появляются уже во время поста. И не каждый может вот эту «диету» соблюсти. У любого человека могут быть какие-то заболевания гастроэнтерологические. Поэтому мы, врачи, не советуем придерживаться строгой диеты в Великий Пост. Тем более, если человек страдает каким-либо желудочно-кишечным заболеванием. Среди последствий неумеренного пищевого возлияния может быть что угодно. Если человек ест много растительной пищи, то возможно вздутие живота, расстройство желудка и кишечника. Если человек ест много белковой пищи, к примеру, мясо, рыбу и творог, то тогда может повыситься холестерин. Кроме того, могут возникнуть запоры. Если пища жирная, то может развиться панкреатит. Если пища не щадящая, то есть грубая, то при наличии гастроэнтерологических заболеваний может быть обострение язвы, эрозии и так далее. На восстановление может потребоваться неопределенное количество времени. Человек - существо индивидуальное. Поэтому восстановление проходит у каждого по-разному. Мы должны рассматривать разные состояния больного, учитывать разные заболевания. Для всего человечества одних рекомендаций дать невозможно. Врачи подходят к каждому больному человеку индивидуально».
Врач дерматовенеролог и косметолог Галина Николаева: «Кожа обвисает, если человек изначально питался полноценно, а в Великий Пост резко перестал употреблять большинство продуктов. К тому же, Великий Пост заканчивается весной, когда витаминов человеку и так не хватает. Кожа в такой период становится дряблой, сухой, ей не хватает питательных веществ и витаминов. Среди последствий Великого Поста можно выделить обезвоживание кожи, падение содержания гиалуроновой кислоты. Для того, чтобы улучшить состояние кожи, необходимо употреблять каждый день не менее двух литров жидкости. В домашних условиях важно следить за кожей. Её обязательно нужно увлажнять, питать. Это можно сделать при помощи кремов и тоников, не содержащих спирта. Два раза в неделю рекомендуется использовать увлажняющие маски. Конечно, после Великого Поста нужно начать хорошо питаться. Тогда через время кожа вернется в прежнее состояние».
Настоятель епархиального храма Рождества Христова в Чебоксарах протоиерей Сергий Пушков: «После Великого Поста наступает такой церковный праздник, как Пасха. Пасха - это особенный день, особенный праздник. Он даже не входит в число великих праздников. Он называется праздник всех праздников. Пасха является венцом всех праздников. В этот день мы вспоминаем воскресение Иисуса Христа из мёртвых. Никогда не было такого, чтобы человек восстал из мёртвых, ожил. А вот мы, православные христиане, принимаем на веру, что Христос действительно воскрес из мёртвых и через воскресение из мёртвых восстановил общение между богом и человеком, примирил нас своей смертью. Если до этого человек был с богом во вражде, потому что Адам совершил грех и потерял общение с богом. Христос, наоборот, примирил нас с богом. Теперь для каждого будет открыто небесное царство, но для этого необходимо последовать Иисусу Христу. То есть идти тем же путём, каким шёл сам Христос. Если он был распят на кресте, то и мы должны вместе с ним страдать через принятия болезни, страдания. Если он воскрес, то и мы воскреснем.
На Пасху мы выражаем свою радость о воскресении. Мы собираемся на совместную молитву ночью, чтобы прославить воскресшего Христа. Но, а затем, по традиции, по обычаю, после богослужения собираемся на праздничную трапезу и дарим друг другу символ воскресения - пасхальные яйца. А так, Пасха - это радость, прежде всего, внутренняя. Мы говорим: «Христос воскрес!» и отвечаем: «Воистину воскрес!». На Пасху мы говорим это и верим, что если Христов воскрес, то и мы сможем. На Пасху принято дарить яйца. Можно приготовить творожную пасху, куличи пасхальные. Но приготовленная и испеченная еда - это не самое главное. Вот эта вся гастрономия - это второстепенная вещь. Она лишь сопутствует. То же самое происходит и перед Великим Постом. Еда лишь сопутствует празднику, напоминает человеку. Куличи и творожная пасха не являются главными на праздники церковные. Еда лишь является следствием той радости, которую мы выражаем от радости воскресения Христа. Мы радуемся через пищу, делимся этой радостью и едой друг с другом. Делаем стол, приготавливаем блюда, ставим продукты на стол, красим яйца, ставим творог. Почему именно такие продукты? Потому что из Поста нужно выходить аккуратно. Потому что после Великого Поста человеку, который постился и не ел большинство продуктов, трудно привыкнуть к обычной пище. Это и для желудка тяжело. Отсюда идут всякие отравления, заболевания. Поэтому церковь не ставит перед человеком главным условием гастрономию».