Автоинструктор из Чебоксар: как не быть дураком на дороге

Дмитрий Скворцов / Из личного архива

Еще 10 лет назад чебоксарцы видели дорожные пробки только по телевизору. Теперь на 6 горожан приходится один автомобиль, и количество железных коней всё увеличивается.

   
   

Чтобы купить машину, достаточно за полдня оформить кредит в банке. Права тоже можно купить. Но дураков на наших плохих дорогах и так достаточно, поэтому лучше записаться в автошколу. Сегодняшний гость нашей редакции Дмитрий Скворцов - ­известный в городе инструктор по автовождению.

Фото: Из личного архива / Дмитрий Скворцов

Досье
Дмитрий СКВОРЦОВ родился в 1979 году в Чебоксарах. Получил профессию автомеханика. Последние семь лет работает инструктором по вождению автомобиля. По дорогам Чувашии ездит около полу­тысячи его учеников. Женат. Воспитывает двух дочерей.

Блондинка - не обезьяна с гранатой

- Дмитрий, а есть те, кому вообще за руль садиться противопоказано?

- Недавно у меня был ученик. Мужчина лет сорока пяти. Я ему объясняю одно, он делает другое. Такое было ощущение, что он надо мной просто издевается. На всякий случай спрашиваю в автошколе: есть ли у него медицинская справка, разрешающая получать права? Да, говорят, всё в порядке. Остаётся два дня до экзамена по вождению, звонит его жена: «Вы кого учите? Он же стоит на учёте в психушке!» Вот так у нас проверяют вменяемость будущих водителей. У выдающих справки врачей даже связи с психоневрологическим диспансером нет. Ладно, на этот раз разобрались и тормознули выдачу прав. А сколько психов их уже получило? Страшно иногда бывает по городу ездить.

- Кого проще обучать - мужчин или женщин?

- Это неправда, что блондинка за рулём, как обезьяна с гранатой. Бывает, что женщина водит машину лучше, бывает - мужчина. Легче всего обучать людей после сорока лет, независимо от пола, они более ответственно ведут себя за рулем. А молодые иногда и с бутылкой пива могут прийти на урок вождения. Потом еще удивляются: почему их инструктор в машину не пускает? А вообще, к каждому ученику отдельный подход нужен. Кому-то 24 часов уроков вождения достаточно, кому-то - 45 часов, кому-то - 145. Есть ученики, с которыми надо быть пожёстче, а есть такие, которые от одного взгляда инструктора могут расплакаться и впасть в ступор. Бывают совсем курьёзные случаи. Помню, обучал одну девушку. Она на первом же уроке подарила мне флакон с туалетной водой - с такой же, какой пользуется её молодой человек. Она, мол, с этим запахом чувствует себя за рулём увереннее и комфортнее. Работа инструктора по вождению прежде всего - работа с людьми, иногда, чтобы из курсанта сделать хорошего водителя, приходится быть тонким психологом.

   
   

- А сколько ты всего подготовил водителей?

- Никогда не считал. Обычно курс обучения одной группы из 15 человек длится 2 месяца. Я этим делом занимаюсь уже 7 лет. Так что где-то полтысячи учеников на моём счету есть.

Правила ДДД

- Как можно оценить общий уровень выпускников чебоксарских автошкол?

- Очень мало уделяется внимания вождению в городских условиях. Можно научить человека крутить баранку на тренировочной площадке. Он после этого даже может успешно сдать экзамен по вождению и получить права. А через неделю попасть в аварию. К городу надо привыкнуть. Я по манере ездить могу почти стопроцентно определить водительский стаж любого автолюбителя. Могу сказать, что сейчас очень часто встречаются водители без достаточного опыта.

- Ты одно время работал в Москве, которая известна своей интенсивностью движения и пробками. Теперь пробки не редкость и в Чебоксарах. Где всё же человеку за рулем приходится труднее?

Фото: «АиФ»-Чувашия» / Мария Грачёва

- В Чебоксарах. В Москве люди лучше относятся друг к другу. Там, например, выезжаешь со двора на «Оке», едущий по улице джип притормозит и пропустит. У нас, к сожалению, водитель водителю враг. Если едешь не на крутой машине, то ты вроде и не человек. Я стараюсь, прежде всего, научить каждого своего ученика вежливости. Почему, говорю, ты не пропускаешь эту машину? Тебе что - кусочка асфальта жалко? Почти во всех авариях виноваты оба водителя. Один нарушил правила, а другой его не пропустил. Есть правила ПДД, и есть правила ДДД - дай дорогу дураку. У меня жена два месяца назад машину разбила. Я потом посмотрел запись с видеорегистратора. По ПДД она права, а по ДДД - нет, видела же, что другая машина не тормозит, и не пропустила. Всякие водители бывают за рулём: пьяные, обкуренные, только что получившие права.

- А попадаются среди водителей те, кто ездит с купленными правами?

- Таких становится все меньше и меньше. В ГИБДД наконец-то начали бороться с коррупцией. Продавать права или подтасовывать результаты экзаменов стало просто опасно. Инспекторы даже своим знакомым и родственникам права по блату боятся делать. Во всяком случае, я давно не слышал о продажных правах.

Уроки выживания

- Насколько я знаю, ты обучаешь своих учеников не только обычному, но и экстремальному вождению. Готовишь из них шумахеров?

- Это не экстремальное, а антиаварийное вождение. Это, скорее, умение выживать на дороге в экстремальной ситуации. Например, надо уметь правильно выйти из заноса. Как-то я ехал в самом начале зимы из Москвы в Чебоксары. Зимние шины поставил только на передние колёса. У Нижнего Новгорода я пошёл на обгон, меня шатнуло на колее и понесло на встречку. А там фуры летят - 20 тонн на льду просто так не остановишь. Я знал, что делать, и понимал, что если машину не удастся выровнять, я её хотя бы в сугроб закину. Когда неопытный водитель начинает просто давить на тормоз, машина у него становится абсолютно неуправляемая. Всё что можно поправить, он сразу портит одним торможением. Уроки контраварийного вождения для того и нужны, чтобы в критический момент сделать всё правильно и спокойно. Все страхи лучше испытать с инструктором на площадке, чем одному на дороге.

Одни направления

- С дураками на дорогах все понятно. А что ты думаешь о самих дорогах в нашей респуб­лике?

- Если говорить о Новочебоксарске, то там дорог нет - одни направления. Я туда стараюсь ездить пореже - машину жалко. Такое ощущение, что там асфальт вообще никогда не ремонтируют. Да и положен он был когда-то кое-как. Посмотрите, что в Новочебоксарске летом творится: в жару, когда асфальт становится мягким, троллейбусы и грузовики тормозят и собирают его в гармошку. Потом весь город катается по этим колдобинам. Полностью убитые дороги и в Канаше.

Совсем другая ситуация на федеральной трассе в сторону Ядрина. Там дорогу настолько расширили и заасфальтировали, что посередине можно спокойно многоквартирный дом поставить, и никто его не заметит. Зачем нужно было так делать? Начинаешь думать, что дорожники просто деньги отмывали. Лучше бы этот асфальт положили там, где он нужнее.

Фото: «АиФ»-Чувашия» / Андрей Трофимов

- А в Чебоксарах?

- Здесь относительно нормально. Но не везде. Абсолютно невозможно ездить по улице Энгельса. От вокзала до самого залива. В ужасном состоянии улица Гладкова. Недавно прекрасно отремонтировали Базовый проезд, расширяют проспект Ивана Яковлева. Но и здесь не обошлось без огромной ложки дёгтя. Дороги-то расширили, а «бутылочные горлышки» на железнодорожных переездах оставили. Машины сначала разгоняются по хорошей трассе, а потом стоят в пробках, как и прежде. Слышал, что железнодорожники не разрешают сделать переезды шире. Но для чего в городе есть власть? В том числе и для того, чтобы такие проб­лемы как-то решать.

- Но пробки в Чебоксарах - обычное дело не только на этих улицах…

- Да, но в других местах это дело понятное. Город стоит в 8 - 9 утра, когда люди едут на работу, в 5 - 6 вечера, когда возвращаются домой. В выходные трудно проехать возле ярмарки, центрального рынка. От этого никуда не денешься. Машин становится всё больше и больше.

Смотрите также: