
Ещё четверть века назад слава чувашских лучников гремела на весь Советский Союз. Из их числа зажглось немало звезд на спортивном небосклоне. Известные фамилии исчислялись десятками. У наших тренеров, можно сказать, была авторская методика подготовки спортсменов-чемпионов. Впереди были только буряты. Ныне же – ситуация аховая. Совсем недавно в Чебоксарах прошел отбор на спартакиаду школьников. Самые оптимистично настроенные ребята собираются в Рязань. Но денег на дорогу стрелкам-новичкам уже давно никто не выделяет. Финансирование из Центра олимпийской подготовки полагается лишь членам сборной команды республики. Однако это не самое страшное, что творится со стрелковым спортом в Чувашии.
В этом году – 40 лет, как Ольга АВДЕЕВА, мастер спорта, чемпион России по стрельбе из лука, заслуженный тренер СССР приехала в Чебоксары развивать стрельбу из лука.
– Ситуация начала обостряться уже давно, – делится Ольга Сергеевна – В тире невозможно нормально заниматься, была острая необходимость в ремонте. Но у государства на это всё не находилось средств. Занимаются люди, и ладно. Сейчас у нас нет даже этого тира. Я своими глазами видела письмо, подписанное Игорем Николаевичем Камадановым, руководителем нашей школы, и директором стадиона «Спартак». В нем говорилось о передаче нашего тира в аренду частному учреждению «Колледж безопасности». Арендаторов пустили с условием, что они сделают ремонт.
Когда выгоняют из дома
Стрелков перестали пускать в зал. Да и помещение отремонтировали, что называется, «под себя»: стрелять после ремонта стало невозможно. Из-за слишком низкого потолка луки задевают потолок. Звукоизоляционный слой со стен и вовсе убрали. Стрела летит с громким свистом, и во время тренировки стоит ужасный шум.
– Они оставили нам голые стены. Заниматься стало нельзя. Так мы остались без дома. Хоть школу закрывай – нам просто негде заниматься, – сетует Ольга Авдеева.
– Есть второй зал, но он очень узкий. Прошлую зиму мы провели в этом тесном здании, и в результате много перспективных детей отсеялось. Детям негде было даже стоять, не говоря уже о том, чтобы заниматься и чему-то учиться.
А ведь в Чебоксарах когда-то было лучшее стрельбище в России. На его месте сейчас строят физкультурно-оздоровительный центр. Как бы странно это ни звучало, места для стрелков там не найдется.
– Такая ситуация – с ноября прошлого года. Мы как-то пытались обжиться на Машзаводе. Но дети туда не ездят. Во-первых, это промзона. Там очень сложный переход через дорогу. Добираться оттуда тяжело. Мы заканчиваем тренировки в пять, а это час пик – сплошные пробки. И дети перестали ходить на тренировки. Мы не можем набирать новичков, – сокрушается Ольга Сергеевна.
Надежда тает
По нормативу у каждого тренера должно быть по три группы по 15 человек. Сегодня на одного тренера вместо 45 детей приходится около десяти человек. Стрельба из лука медленно, но верно исчезает. Как в свое время исчез в Чувашии конькобежный спорт. В республике была же своя школа и даже серьезные достижения. Теперь это кануло в Лету. Руководство школы № 45 пошло навстречу: предоставило подвал.
– Здесь мы занимаемся уже около трех месяцев. Пошло хоть какое-то движение, начали появляться новички-ребята, – говорит Ольга Сергеевна.
В убогий приют спортсменов-стрелков ведёт крутая лестница, не рассчитанная на детей. Бетонный пол, серые стены, голые трубы со свисающей стекловатой… Видя, какие эмоции вызывает у гостей из редакции новое «место дислокации», тренер начинает оправдываться.
– Сейчас мы вышли на улицу. Лето мы еще потерпим... Но если до сентября дело с мертвой точки не сдвинется, я в этот зал больше не зайду. Мне детей жалко. Знаете, что такое дышать цементом? Это надо маску надевать! Да и у меня самой без того хронический бронхит, – устало машет рукой Ольга Сергеевна.
Роль стрельбища выполняет школьное поле. По признанию тренеров, это «настоящая нервотрепка». Место для тренировок абсолютно не приспособлено. Вместо ограждения – сигнальная лента. А тренеры, вместо того, чтобы обучать будущих чемпионов, контролируют безопасность. Но пока есть хотя бы это поле, тренеры продолжают работать и надеяться. Хотя надежды становится всё меньше. Все всё понимают. И даже сочувствуют. А воз и ныне там.
– Мы хотим работать. Самое главное – было бы место, был бы дом! Я готовила ребят с надеждой, что они будут тут работать, – рассказывает Ольга Сергеевна. – Андрей Абрамов, Лена Кузнецова – у них по два диплома, почему бы им не стать старшим тренером или тем же директором? Но заниматься в Чебоксарах негде. В прошлом году Андрей Абрамов уехал в Москву. Его там с руками и ногами взяли! Назначили хорошую зарплату – человек работает. Вслед за ним собирается Лена Кузнецова. На нашу зарплату молодых тренеров набрать очень сложно.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть