Ученик 10-го класса гимназии № 5 Андрей Ровинюк, изучая состояние малых рек в республике, пришёл к выводу: качество воды в них вызывает тревогу.
Изучены эти водные объекты слабо, необходим мониторинг. В этом интересы школьника и его учителя по биологии в точности совпали: так на свет родился проект по исследованию загрязнения водных артерий Чувашии, который был отмечен золотой медалью на Всероссийском конкурсе научно-исследовательских работ имени Д.И. Менделеева, а сам Андрей награждён путёвкой в легендарный «Артек».
Как помочь рекам?
Мама Светлана Евгеньевна вспоминает: когда пятиклассник Андрей пришёл домой после поступления в класс Марины Воронковой, он авторитетно заявил: «Хочу микроскоп!» Не зря говорят: «Привить любовь к предмету - это важнейшее качество учителя». В этом мальчику повезло: Марина Михайловна стала ему и научным руководителем, и идейным вдохновителем.
Евгения Ахазова, «АиФ»-Чувашия»: Расскажи, как пришла идея проекта изучения рек Чувашии. Вы занимаетесь им уже второй год?
Андрей Ровинюк: Верно! Здесь у нас совпали интересы с моим учителем биологии. Марина Михайловна говорит, что подобной работой занимается мало школьников - от теории к практике переходят немногие. А здесь требуются свои знания, наработки, опыт полевых исследований. В школе она преподаёт уже тридцать лет, и у неё с самого начала уже были разные идеи, которыми ей хотелось поделиться с учащимися. Вообще, её коньком всегда была энтомология. На гидробиологию она вышла, когда поняла, что у нас в регионе есть проблема именно по этой области, в частности, с малыми реками. Внимание оказывается в основном крупным водным артериям, хотя количество малых значительно больше. В одной только Чувашии их более 3 тысяч. Полноценных исследований по малым рекам у нас практически нет, а ведь качество поверхностных вод - показатель, влияющий на здоровье человека.
Суть проекта в том, чтобы выяснить, насколько велика способность реки к самоочищению. Когда мы берём какой-либо объект для исследования, должен быть ещё и контрольный вариант. Сравниваем с другой рекой, которая испытывает меньшую рекреационную нагрузку.
«Почему решили выбрать именно Кукшумку?»
«Мы обратили внимание на зону Ботанического сада, по территории которого протекает эта река. Та её часть, где мы проводили исследования, очень популярна у посетителей, поэтому, говоря научным языком, испытывает очень сильную антропогенную нагрузку. И тогда мы решили, что возьмём шефство над этой рекой.
Там есть родник, и наша задача - его «оживить». Пока у нас была только одна акция - 14 июня, когда мы подключили других ребят из нашей гимназии и родителей и отправились на субботник в Ботанический лес. Следующую вылазку предпримем в начале учебного года вместе с пятиклассниками - они, кстати, с большим энтузиазмом относятся к этой работе. Установим информационные аншлаги, контейнеры с пакетами для мусора, будем раздавать флаеры с природоохранной тематикой.
Есть городская программа «Малые реки города Чебоксары на 2010-2012 годы и на период до 2016 года», но процесс благоустройства идёт медленно. Некоторые подвижки заметны только на речке Чебоксарке.
Вообще, в перспективе у нас задумка рассмотреть и составить экологический паспорт всех малых рек Чебоксар».
«Возможность для этого есть?»
«Да, методика исследований подбирается такая, чтобы она подходила под имеющееся оборудование. Но нам не хватает человеческих ресурсов. Нужны помощники - в идеале, нужно собрать целую команду единомышленников».
На стыке наук
«Значит, идею стать учёным вынашиваешь с самого детства?»
«Да, была такая мечта. Помню, как мне подарили мою первую энциклопедию «Анатомия человека», изучил её от корки до корки в первых классах школы, - делится юный учёный. - Очень нравилось смотреть познавательные передачи, где рассказывали о строении тела. Видя мой интерес, с начальной школы родители отправляли меня на различные научно-практические конференции городского и республиканского уровня. А ещё здорово, что учителя, дирекция и администрация школы тоже идут навстречу и помогают в развитии».
«А к проблемам экологии как пришёл?»
«Меня привлекло обширное поле деятельности, показался занимательным сам процесс и особые методы исследований, которые требуют комплексных знаний. Экологу нужно знать и биологию, и географию, и физику, и химию, и узкие специальности, такие как климатология. Но плюс в том, что можно найти именно ту область знаний, которая придётся по душе, а заодно и подобраться к более тщательному изучению технических наук. После участия в конкурсе Менделеева накупил книг по химии - заинтересовало! Ещё у меня сейчас появилось желание заниматься медициной: как будет дальше - увидим, думаю, определюсь в ближайшее время».
«Если представится возможность учиться в иностранном вузе, поедешь?»
«Если будет достаточно моего знания иностранного, конечно, было бы здорово набраться там опыта, привезти его в свою страну (улыбается). Но и у нас есть вузы, которые мне показались очень интересными. Например, МФТИ. Вообще, он больше по части физики, но есть и факультеты, связанные с биологией. То есть те же комплексные знания плюс хорошее оборудование для исследовательских работ. Физика там берётся за основу, а с таким подходом можно сделать много новых интересных открытий. Как говорят, будущее на стыке нескольких наук (биофизика, биохимия)».
«Чего больше всего не хватает сейчас молодому учёному? Финансирования?»
«Ну, это само собой. Перспектива есть, но нужно иметь пространство, чтобы реализовывать идеи. Наука и творчество неотделимы. Хорошо, что это поддерживается на государственном уровне, предоставляются различные гранты, так что, думаю, всё впереди! Ещё важны лидерские качества. С детства родители поддерживали меня, помогали выходить на «большую сцену», развивали умение выступать перед публикой, отстаивать свою точку зрения, умение за несколько минут расположить к себе аудиторию. Здесь имеет значение всё - от воротничка рубашки до правильных жестов. И это большой опыт, он никогда не будет лишним».
«Стирать белые пятна»
«За победу в конкурсе ты получил приз - возможность отдохнуть в Международном детском центре «Артек». Говорят, у вас была возможность обменять путёвку на электронный гаджет?»
«Была. Но я хочу поехать. Это будет профильная смена для авторов проектных и исследовательских работ, фестиваль наук «Путь к Олимпу». Думаю, будет интересно!
А на очереди у нас ещё один масштабный проект - «Экология в школе». Это проект института Гёте в Берлине. Участие в этой конференции позволит выйти уже на международный уровень. Правда, презентацию нужно будет готовить на немецком языке. В гимназии мы изучаем второй язык, так что появится возможность его попрактиковать. Уже к 1-му ноября нужно будет выслать все материалы».
«Выходит, летом тебе есть чем заняться. А как любишь проводить свободное время?»
«Ну... (задумывается). Даже не знаю, что и сказать... Вот на синтезаторе иногда играю, непрофессионально, правда, а так, на слух. Насчёт способностей - не знаю, но стремление есть».
«Какие страны тебе хотелось бы посетить?»
«Побывать хочется в каждом уголке земли, ведь каждая страна уникальна по-своему».
«А если не с целью туризма, а, скажем, в стремлении спасти планету?»
«Если с исследовательской точки зрения, то в Антарктиде! Там очень интересная экосистема. Но, конечно, для этого нужно ещё многому научиться».