В последний день лета в Управлении «Чувашмелиоводхоз» состоялось совещание республиканских чиновников с руководителями федерального уровня, которое республиканские СМИ почли за благо проигнорировать. Для такого невнимания у правительственных изданий республики был серьезный повод: помимо основного пункта повестки дня - назначения нового директора предприятия, ответственного за мелиорацию в республике - на встрече были подняты и проблемные вопросы, неудобные для представителей сельскохозяйственной отрасли Чувашии, а потому и не подлежащие широкому тиражированию.
Конкретнее некуда
Участниками встречи стали: замминистра сельского хозяйства России Павел Сёменов, представитель федерального Департамента мелиорации Даниил Путятин и министр сельского хозяйства республики Сергей Павлов. «В зале сегодня собрались директора филиалов и ведущие специалисты по нашему Управлению, - представил собравшихся и.о. директора Управления «Чувашмелиоводхоз» Сергей Дринев, открывая рабочую встречу. - Разговор будет деловой, конкретный, не стесняйтесь, задавайте вопросы, у кого какие есть» После чего кратко обрисовал ситуацию с мелиоративным комплексом, которая сложилась на сегодняшний день в республике.
Сельхозугодья составляют в Чувашии более 930 тыс. га, а земли, охваченные мелиорацией - 39 тыс. га, что составляет всего 4,5 % от всей площади, начал свое пессимистическое повествование Сергей Эдуардович. А для эффективного устойчивого развития, если брать для сравнения опыт развитых стран, отметил он, необходимый мелиоративный фонд сельхозугодий должен составлять не менее 20-30% от общей площади. «Поэтому резерв для развития республики в этом направлении еще очень большой», - максимально корректно заметил специалист, по всей вероятности, решив оставаться в рамках приличия и не давать более четких и ярких обозначений тому, на каком именно месте находится мелиорация в Чувашии.
Сообщил и.о. директора Управления и о результатах инвентаризации. Из 155 мелиоративных систем, проинформировал специалист, 121 система - это внутрихозяйственные, которые находятся на балансе Управления и, естественно, поставлены на учет. «Но если с внутрихозяйственными системами ситуация полностью подконтрольная, то по тем, которые к Управлению не относятся, ситуация намного печальнее: у многих из них - а это 70% - до сих пор не определена балансовая принадлежность», - посетовал он, не преминув сообщить и о том, что процент износа этих систем весьма серьезный. «Состояние мелиоративной системы близко к критическому», - максимально тактично обозначил проблему Чувашии Дринев.
Разнос
Совершенно не ставя перед собой цель щадить самолюбие чувашских чиновников, оценил ситуацию с мелиоративными комплексами в республике и замфедерального министра сельского хозяйства. «С 2006 по 2010 год финансовые обязательства из республиканского бюджета на реализацию программы по развитию мелиорации в республике выполнялись и даже перевыполнялись, - констатировал федеральный чиновник. - Однако за последние два года финансовые обязательства по реализации программы республика выполнила не в полном объеме». Сёменов констатировал, что в 2011 году обязательства были выполнены лишь на 89%, а в 2012 году и того меньше - на 84%.
Но быть хозяином своему слову только наполовину, как следовало из доклада заместителя федерального министра, не самое страшное зло для руководства республики. Так, участники совещания были вынуждены согласиться с федеральным чиновником и в том, что буквально за пару лет в Чувашии резко сократилась площадь полива сельхозкультур и второй год ничего не делается с бесхозяйными мелиоративными системами, хотя это, по действующему законодательству - прямая обязанность республики. «Поливной клин в республике составляет 6,2 тыс. га или 26% к наличию орошаемых земель, а по договорам орошается лишь 420 га!» - выразил недоумение ситуацией замминистра Павел Сёменов. Но стоило Павлу Сёменову высказать предположение, что сие явление происходит из-за отсутствия финансовой поддержки, в которой, по всей вероятности нуждаются местные товаропроизводители, активизировался доселе молчавший министр сельского хозяйства республики Павлов, который незамедлительно обронил мысль-реплику о том, что халява никогда не приносит хорошего результата.
«Вопрос мелиорации - он - серьезный, - сделал открытие республиканский чиновник. - Конечно, объяснять никому не надо, что мелиорация - это плюс, это хороший, скажем, инструмент в конкурентной борьбе, потому что мы живем в условиях рынка и жесткой конкуренции и производя продукцию - конечно! - мы должны производить продукцию, себестоимость которой должны снижать».
На ошибках... не учимся?
Проблема, как стало понятно из заявления главы местного Минсельхоза, оказывается, кроется... в самих тружениках села, которые не видят плюсов и выгод в оросительных системах, упорно отказываясь от возможности получить аж 30% субсидированной поддержки от республики. «Сельхозпроизводители, вроде как, знают об этой поддержке, но, к сожалению, очень мало используют возможность приобретать», - удивился дремучести своих земляков глава чувашского сельского хозяйства.
Между тем, статистика в мелиоративной отрасли Чувашии сложилась непростая. Если с 2006 по 2010 годы и была проведена реконструкция четырех гидромелиоративных объектов на сумму 130,2 млн рублей, что позволило оросить 2,5 га земель, то ситуация последних лет выявила серьезные пробуксовки в дальнейшем развитии отрасли. Так, серьезную недоработку федеральное министерство увидело в работе республиканских чиновников, пропустивших отличную возможность снизить в разы финансовое бремя чувашских селян. Возможность, как оценивают эксперты отрасли, была вполне реальная: специально для того чтобы повысить заинтересованность сельхозпроизводителей, менталитетом которых был так удивлен местный министр, начиная с 2012 года Министерство сельского хозяйства России предусмотрело не менее 2 млрд рублей возмещения половины затрат на строительство и техническое перевооружение мелиоративных систем для регионов. И чувашские чиновники даже собрались было помочь федеральными деньгами местным производителям, представив в Минсельхоз России свою региональную целевую программу развития оросительной отрасли, исходя из которой республика брала на себя расходные обязательства по возмещению затрат местных товаропроизводителей на строительство мелиоративных систем в объеме 25 млн рублей. Сумма, которая помогла бы встать с колен не одному хозяйству республики, ушла бы в регион, славный сотнею тысяч песен, но... благое дело испортили сами же чувашские чиновники, которые не сумели письменно обосновать, чем именно готовы подкрепить свои расходные обязательства. Итог известен: программа, дилетантским образом составленная чувашскими чиновниками от сельских дел, не получила положительного заключения федерального Департамента мелиорации. «Более того, из предусмотренных 25 млн рублей было выплачено всего 9 млн рублей в прошлом году», - удивился необязательности республиканских коллег заместитель федерального министра.
В 2013 году АПК республики вновь представил на участие в отборе региональных программ свою целевую программу развития мелиорации - с указанием расходных обязательств по возмещению затрат сельхозпроизводителей из бюджета Чувашии, вознамерившись таки заняться перевооружением мелиоративных систем. По-видимому, печальный опыт прошлого года чему-то научил чувашских чиновников, и к делу местные чины подошли более ответственно: представленная программа прошла отбор. На этом чиновники успокоились, видимо, посчитав, что на этом их миссия выполнена и... пустили дело на самотек: «До настоящего времени республикой не представлена в Минсельхоз России проектно-сметная документация для получения предусмотренной субсидии, - не скрывает своего изумления замминистра Павел Сёменов. - В 2013 году выплачено всего 1,4 млн рублей из предусмотренных 25!». Указал Павел Владимирович и на то, что в представленной программе отсутствуют расходные обязательства бюджета республики по субсидированию части затрат сельхозпроизводителям на подачу воды. «Это снижает заинтересованность во внедрении в производство передовых технологий в сельское хозяйство республики и снижает инвестиции в развитие сельхозпроизводства!» - указал на недоработки заместитель федерального министра...
На высказанные замечания первое лицо Минсельхоза Чувашии отмолчалось, поскольку возражать было нечем.
Крест на перспективах?
Недоработки за последние два года уже высказывались и высказываются представителями федеральной власти неоднократно, и уже приобрели систематичность. Так, недовольство вопросами мелиорации, пущенные чувашскими властями на самотек, уже высказывал и сам министр сельского хозяйства Российской Федерации Николай Федоров на встрече с главой республики Михаилом Игнатьевым - причем еще в начале апреля. Но, судя по всему, жесткой разнос, который заработал глава Чувашии от федерального министра, не сдвинул с мертвой точки ситуацию в республике. «Мелиорация, которая могла бы стать серьезным подспорьем для всех сельских тружеников и в ближайшей же перспективе окупилась бы высокими урожаями, так и не стала «коньком» для первых лиц республики, которые предпочли остаться в стороне от благ цивилизации и якобы не смогли убедить нас, местных производителей, в нужности оросительных систем», - не скрывают своего разочарования рядовые труженики сельского хозяйства Чувашии.
«С 2014 года в рамках Госпрограммы развития сельского хозяйства на 2013-2020 годы Чувашия имеет все шансы не просто улучшить ужасающую сегодняшнюю ситуацию по мелиорации, но и даже выйти на иной, новый уровень, - сообщили «АиФ»-Чебоксары» специалисты-эксперты в области сельского хозяйства. - В рамках Федеральной целевой программы «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014 - 2020 годы» для Чувашии предусмотрен серьезный объем финансирования в сумме 352 млн рублей. Это в 2,7 раза больше по сравнению с объемом финансирования по действующей программе «Плодородие»! Сумма очень серьезная. Такая подмога позволила бы провести реконструкцию на трех оросительных системах - и ввести в эксплуатацию не менее 2 тыс. га мелиорируемых земель!.. Однако, если учесть огромное нежелание нынешнего правительства Чувашии пользоваться помощью федеральных властей, умноженное на неумение распределять получаемые деньги, на этой перспективе, по всей видимости, также придется поставить крест».
Кадры решат всё
Рабочее совещание было разбавлено позитивным для Управления «Чувашмеливодхоза» моментом - именно в последний день лета Сергей Дринев, до недавнего времени имевший статус и.о. руководителя Управления, приказом о назначении был утвержден в должности директора. Примечательно то, что назначать (или, наоборот, снимать) с должности главного управляющего мелиоративными делами в республике имеет право только руководство федерального, а не республиканского масштаба. Как сообщил корреспонденту «АиФ»-Чебоксары» надежный источник, специалист на должность главного мелиоратора Чувашии не может миновать строгий конкурсный отбор, который затягивается порой на месяцы.
«Кандидатура Сергея Дринева была одобрена и полномочным представителем Президента в Приволжском федеральном округе Михаилом Бабичем, и министром сельского хозяйства Российской Федерации Николаем Федоровым», - сообщил источник.
Впрочем, такую долгую и тщательную процедуру согласования можно считать только плюсом, поскольку вероятность того, что в структуру, находящуюся в подчинении федерального ведомства, придет руководить некомпетентный человек, имеющий в послужном списке только родственные связи с первыми лицами республики, практически равна нулю.
Сотрудники «Чувашмелиоводхоза» положительно восприняли назначение. Но было бы неверным утверждать, что ведомство, ориентированное на орошение земель Чувашии, получило новобранца. В прошлом Дринев возглавлял Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики. По образованию - геолог и гидрогеолог, долгое время работал по этим специальностям. Поэтому поприще для специалиста, знакомого и с противопаводковыми, и с оросительными работами, нельзя назвать новым. Однако, даже с учетом серьезного послужного списка, работы «новому-старому» руководителю в ведомстве, специализирующемуся на мелиоративной деятельности, предстоит немало - с учетом сложности проблемы, выросшей за последние два года в республике до катастрофических размеров.