aif.ru counter
1449

Экс-министр финансов ЧР: республика живёт не по средствам

«АиФ»-Чувашия» №47 20/11/2013

В преддверии принятия республиканского бюджета на трёхлетний период интересный документ попал в распоряжение «АиФ»-Чувашия»...

«Имеем право»

После определённых раздумий редакция «АиФ»-Чувашия» приняла решение его опубликовать. Хотя бы потому, что не только представители высоких правительственных кругов имеют право знать истинную картину происходящего в республике, но и те, кто составляет основной стержень Чувашии. Неравнодушные к дальнейшей судьбе республики люди. Те, которые не чиновники. И даже не бизнесмены. Простые налогоплательщики.

Уважаемый Михаил Васильевич!

В соответствии с договоренностью направляю Вам прилагаемый аналитический материал, подготовленный Н.В. Смирновым, который, как и мы с Вами, неравнодушен к судьбе родной республики.

Кстати, как ни  парадоксально звучит, но Вы, пожалуй, единственный руководитель региона (причем, аграрно-промышленного!), который до сих пор не сумел выкроить время для того, чтобы посетить родное федеральное ведомство. Думается, если бы Вы заглянули хотя бы раз в Минсельхоз России, это принесло бы пользу и аграрной политике в Чувашии, и  дальнейшему  развитию нашей малой Родины. Ведь, как говорили римляне, non sibi, sed Patriae natus es.

Министр

сельского хозяйства РФ

Н.В. Федоров

Собственно письмо

Уважаемый Николай Васильевич!

Изучая проект респуб­ликанского бюджета на 2014-2016 годы, нельзя не заметить, что Чувашия  последовательно  отходит от принципов проведения ответственной бюджетной политики, что прежде являлось обычным  правилом в ходе постоянного реформирования бюджетной системы на республиканском уровне и  несения статуса самой прозрачной бюджетной системы в России. Со стороны властей присутствует некоторая инертность и благодушие к принимаемым решениям, оторванным от реальной действительности.

Республика устойчиво начала жить не по средствам.

Можно медленно развивать и поддерживать общественную инфраструктуру, - это дело бюджетной политики. Но есть жесткие правила политики расходов, которые обязательны не только для государственного бюджета, но и для домохозяйств, несоблюдение которых приводит к трудно поправимым  результатам.

В последние годы размеры государственного долга в Чувашии устойчиво превышают  объемы бюджетных инвестиций (ежегодно в среднем на 4-5 млрд рублей). Тенденция к ухудшению в этом направлении заложена в параметрах бюджета на 2014-2016 годы.  Это говорит о том, что Чувашия уже, как правило,  продолжает  занимать деньги не для развития и строительства современной инфраструктуры, а для текущих трат  бюджета, включая заработную плату и социальные выплаты, что в простонародье называется   проеданием.

Фото: https://gov.cap.ru/

В цифрах

В предыдущие годы   объем бюджетных инвестиций  всегда превышал  объем госдолга (в 2005 году - 0,9 млрд рублей, в 2006 году - 1,3 млрд рублей,  в 2007 году - 3 млрд рублей, в 2008 году - 1,1 млрд рублей: важнейший показатель! -  «градусник» для ответственной власти). Т.е. деньги в долг могли привлекаться  только на  инвестиции.

Как правило, расчеты на  текущие и капитальные затраты в Чувашии велись отдельно с выделением бюджета развития, который  служил не только для реализации серьезных проектов, как газификация, водоснабжение, строительство дорог и  социального жилья и т.д., но своего рода «подушкой безопасности» в кризисные годы, когда в целях обеспечения социальных гарантий граждан его  можно было несколько уменьшить, как это было после прошедшего финансового кризиса.

Уменьшившиеся  в  2009 году в результате финансово-экономического кризиса доходы (на 16%) в конце 2010-го и начале 2011 года были полностью восстановлены, но вместо направления их на восстановление бюджета развития они пошли по новым расходным обязательствам, прибегая впоследствии к заимствованиям. В 2014-2016 годах привлечение только  банковских кредитов в чистом виде (привлечение минус погашение) составит  дополнительно более 8 млрд рублей.

На 2014-2016 годы  запланировано прогрессивное увеличение государственного долга Чувашии. Если в  2013 году предельный объем долга по плану составляет 11,8  млрд. рублей, то в 2016 году он уже достигнет 19,2 млрд. рублей, т.е. долг увеличится от 46,1% к собственным доходам до 78%. Серьезные цифры, которые полностью противоречат декларациям Главы Чувашии (см. пресс-конференцию М.В. Игнатьева по итогам двух лет работы).

Фото: https://gov.cap.ru/

Такое увеличение возможно, но при реализации крупных инфраструктурных проектов. Но в бюджете такие проекты отсутствуют. Республиканская инвестиционная программа на 2014 год составляет лишь 1,9 млрд рублей (5,3% от общих расходов бюджета, для справки:  в  прежние годы эта доля не опускалась ниже 20%, а в 2007 году даже 28,5%), в 2015 году - 1,4 млрд рублей (4,0%), в 2016 году - 1,26 млрд рублей (3,6%). Кстати, большинство цифр в РАИП округлены до нулей, например, 10000, 8000, 6000, что свидетельствует  об отсутствии либо расчетов, либо проектной документации, что впоследствии обычно приводит к распылению средств, удорожанию и т.д.

Если ранее выстроенная бюджетная система Чувашии была способна браться  за любые серьезные инфраструктурные проекты, сейчас такие  возможности республикой утеряны.

Но необходимость в этом есть. Не сняты задачи по обеспечению  доступа населения к качественной питьевой воде в районах  ранее построенных водохранилищ (особенно южный куст). Затягивание  продолжения проекта грозит  потерей ранее вложенных ресурсов. По составленным тогда расчетам Минфина Чувашии уже в 2012 году должны быть завершены проекты реконструкции  «БОС» и строительства предприятия по бытовым отходам (Чебоксары, Новочебоксарск, еще раньше). По сути приостановлены  проекты по строительству государственного жилищного фонда и строительству квартир эконом-класса для малообеспеченных граждан и бюджетников. Пожалуй, только гипотетически  может быть построена дорога завод «Контур» - пр. Ленинского комсомола, соединяющая Северо-Западный жилой массив с Новоюжным. А пробки уже стали явью…

Заимствования нельзя  оправдывать увеличением расходов на реализацию майских Указов Президента. Указы были четко рассчитаны и прогнозированы в соответствии с возможностями региональных бюджетов  с учетом значительной  дополнительной помощи из федерального бюджета. В 2013 году Чувашия на эти цели получила 989 млн рублей, а на 2014 год предусмотрено 1068 млн рублей!

Для Чувашии вопросы повышения зарплаты - испытанный и пройденный этап. Ещё  первым Президентом Чувашии было принято решение об удвоении заработной платы бюджетникам. Но тогда это делали одновременно с  реформированием и  реструктуризацией бюджетной системы.

Надо учесть, что майские  Указы о повышении  зарплаты бюджетникам предусматривают обеспечение  трети дополнительных расходов за счет реорганизации неэффективных организаций. Также, в соответствии с федеральным законом (83-ФЗ)  бюджетные учреждения наделены широкими правами по привлечению внебюджетных средств. Поэтому  одновременно с повышением зарплаты нужно параллельно работать по  систематизации государственных услуг и государственных заданий, чтобы население получало качественные бюджетные услуги, а работники достойную зарплату. Реформирование бюджетных учреждений  не завершилось с принятием федерального закона 83-ФЗ, это только начало.            

По последним данным Минрегионразвития России, Чувашия попала в перечень регионов, где положение в реальном секторе экономики   заметно хуже, чем в среднем по стране. По данным Росстата, в январе-сентябре 2013 года в Чувашии в основной капитал за счет всех источников финансирования вложено  на 24,1% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что хуже всех среди других регионов в ПФО.

Но это уже вопросы  поддержания экономического потенциала и инвестиционной привлекательности, что потребует отдельного анализа.

В целом, думается,  необходимо вернуться к тем принципам лучшей  практики осуществления бюджетного процесса,  выработанным и реализуемым  при реформировании системы управления общественными финансами в 2000-е годы. Срочно  произвести диагностику бюджетных расходов и осуществить меры по оптимизации государственных услуг с одновременной оптимизацией финансового обеспечения государственных заданий. Т.е. необходимо снова грамотно и ответственно реформироваться. Иначе нельзя.

Кстати, что касается бюджетной системы, по данным Минрегионразвития России,  Чувашия по данному сводному показателю числится в списке регионов, где положение стало также заметно хуже среднероссийского.   А ведь всегда были первыми!

Было бы  правильно вернуть бюджет на кардинальную доработку.

Н. В. Смирнов

Вместо послесловия

Впрочем, нынешняя власть склонна встречать аналитику Смирнова с раздражением: то пытается опровергнуть, то вообще ставит под сомнение сам факт ее существования. Возможно, именно это произойдет и нынче.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)
Loading...

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество