Утром сложно уехать, а вечером – вернуться обратно. С этой проблемой каждый будний день сталкиваются тысячи новочебоксарцев. Чтобы вовремя добраться на учёбу или работу в Чебоксары, горожане буквально бросаются «в бой» за место в маршрутке. Как региональные чиновники намерены решать «наболевший» вопрос с транспортной доступностью между двумя городами, узнал еженедельник «АиФ» – Чувашия».
На попутке
Проблема с пассажирскими перевозками на маршруте «Чебоксары – Новочебоксарск» существует довольно давно, но решить её полностью пока не удаётся.
Жители города-спутника сетуют на то, что им приходится часами дожидаться нужного транспорта: мол, в час пик маршрутки попросту проезжают мимо остановок. Сложнее всего приходится тем, кто живёт ближе к выезду из Новочебоксарска. Для них попасть в забитый до отказа транспорт и доехать до Чебоксар стоя – уже большая удача.
Горожанка Татьяна Иванова сначала доезжает на городском транспорте до конечной остановки «Сокол», чтобы пересесть там на маршрутку, которая едет в Чебоксары.
«Когда были студентами, тоже так добирались. Теперь и на работу так езжу, – говорит она. – Конечно, приходится вставать и выходить из дома немного пораньше, но зато точно знаю, что вовремя доеду до работы».
Этой «фишкой» пользуются и многие другие новочебоксарцы, поэтому уже буквально на следующей остановке в маршрутках не остаётся сидячих мест. После «Каблучка» залезть в пригородный транспорт, особенно следующий в северо-западный район Чебоксар, практически невозможно.
Жителям микрорайонов Ельниково и Юраково в час пик не остаётся ничего другого, как поймать попутную машину.
«Дожидаться общественного транспорта здесь нет смысла, маршрутки просто пролетают мимо, даже не останавливаясь, – делится Ирина Семёнова. – Некоторые водители сами останавливаются и предлагают подвезти. Бывает, что даже денег за проезд не берут. Но чаще они довозят по цене билета – за 25 рублей».
Переступили за черту?
По информации Минтранса Чувашии, перевозчики на маршрутах «Чебоксары – Новочебоксарск» не выпускали на линию достаточное количество автобусов. Так, между двумя городами должны ежедневно курсировать 185 автобусов, а по факту в рейс выходили не больше 130.
На брифинге с журналистами министр транспорта Чувашии Владимир Осипов подчеркнул, что были неоднократные попытки повлиять на ситуацию: были совещания с перевозчиками, претензионные письма в их адрес, но результатов это не дало. Теперь же настала та черта, за которую уже нельзя переступать.
В свою защиту перевозчики говорят, что из-за пандемии они понесли убытки и в результате многие водители ушли с маршрутов, а автобусы теперь простаивают. Кроме того, им тяжело восстановиться и из-за низкого тарифа на межмуниципальном маршруте.
Владимир Осипов подтвердил, что тарифы на проезд между Чебоксарами и Новочебоксарском были утверждены в 2012 году и с тех пор не менялись. Сейчас поездка из одного города в другой обходится в 25-26 рублей.
В министерстве заявляют, что проблему перевозки пассажиров нужно решать системно, чтобы обеспечить транспортом жителей обоих городов, но при этом так, чтобы это было безопасно и комфортно.
Несмотря на все «возникшие сложности» у перевозчиков, со 2 ноября они должны были начать выпускать на линию все 185 автобусов. В противном случае чиновники грозятся начать процедуру отзыва лицензий. За соблюдением интервала движения и количеством автобусов на маршрутах будет ежедневно следить мобильная группа, добавляют в ведомстве.
Параллельно прорабатывается вопрос открытия нового маршрута между этими двумя городами. На них планируют поставить комфортные автобусы средней вместимости.
Кроме того, утверждён новый документ планирования, по которому на конкурс выставляются четыре маршрута «Чебоксары – Новочебоксарск». Их также должны обслуживать автобусы среднего класса вместимости. Предположительно, новый перевозчик появится на маршрутах 101с, 220, 234 и 270. Правда, проведение аукциона и отбор подрядчиков может продлиться до четырёх месяцев.
Мнение эксперта
« Считаю, что для решения ситуации надо бы всех перевозчиков маршрута оштрафовать для начала за неисполнение контракта и внести в перечень недобросовестных исполнителей, – делится мнением юрист Алексей Глухов в своём «Телеграм»-канале. – Перед «объявлением войны», конечно, стоит кинуть клич по стране о готовности других перевозчиков временно прийти на рынок, а может, и остаться на нём после конкурсных процедур. Но чиновники не пойдут на такой шаг. Уж слишком тесен мир в этих правоотношениях».