24 апреля 2015 года в Национальной библиотеке прошёл правовой час по актуальным вопросам правоприменительной практики в сфере ЖКХ. Организаторами мероприятия выступили «Ассоциация юристов России», прокуратура Чувашии и Национальная библиотека.
«Данное мероприятие проводится, чтобы довести до населения нормы действующего законодательства в сфере ЖКХ, - сообщил Альберт Петров, старший помощник прокурора Чувашии по правовому обеспечению и взаимодействию с общественностью. – В ходе мероприятия не нужно задавать вопросы частного характера – бесполезно. Лучше письменно обращайтесь к нам с жалобой по данным вопросам. Задавайте вопросы общего характера, связанные с разъяснением норм закона. Вопросы можно будет задать после выступлений участников».
«Нужно сразу перейти к вопросам! Потому что зачитывание законов здесь никого не интересует! Столько времени потеряем на чтение с бумажки, зачитывание сухой статистики! Пенсионеры не воспримут ваше чтение! Ответьте на вопросы!» - пришедшие были недовольны тем, как будет проходить мероприятие. Однако, желание населения не было услышано. Выступление начал Михаил Кузьмин, руководитель аппарата чувашского регионального отделения общественной организации «Ассоциация юристов России»:
«Очень приятно видеть вас на правовом часе, посвященном вопросам ЖКХ. Цель мероприятия – правовое просвещение граждан. После правового часа каждый сможет подойти и обратиться с вопросами, получить консультации», - отметил он.
Далее продолжила Людмила Никитина, государственный жилищный инспектор Чувашии. Она выступила с докладом на тему: «Порядок определения платы за жилищно-коммунальные услуги»:
«Плата за ЖКУ включает в себя плату за коммунальные услуги, за содержание и ремонт жилого помещения, и взнос на капремонт. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее и холодное водоснабжение, электроснабжение, газоотведение, водоснабжение и отопление», - прочитала она.
«Мы это знаем! Не нужно читать! Ответьте на вопросы!», - в зале продолжали высказывать недовольства пришедшие. Кто-то решил сразу покинуть зал:
В это время Людмила Никитина продолжала читать. «Размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из объема потребляемого коммунальных услуг. Объем потребленных ресурсов определяется либо по показанию счетчиков, либо по нормативу, по установленным тарифам. Сам порядок начисления платы за коммунальные услуги установлен правилами предоставления коммунальных услуг собственникам, пользователям жилых помещений, утвержденных постановлением правительства России, - сообщила она. - По горячему водоснабжению плата начисляется исходя из двух компонентов тарифа. В феврале 2015 года в правила предоставления коммунальных услуг внесены изменения, устанавливающие порядок начисления платы за горячее водоснабжение, исходя из двухкомпонентного тарифа. Размер платы за отопление зависит от того, оборудован дом общедомовым прибором учета. Если нет, то начисляются пенни, исходя из нормативов.
Государственный жилищный инспектор Чувашии рассказала, что если потребители своевременно не предоставляют показатели индивидуальных приборов учета, первые шесть месяцев плата за коммунальные услуги начисляется исходя из среднемесячного объема потребления. «Если срок истек, то в первые три месяца начисляется по среднему потреблению, а с четвертого – начисляются уже по нормативу с применением повышающего коэффициента. С января 2015 года при отсутствии индивидуальных приборов учета, плата начисляется по нормативам с применением повышающего коэффициента. В первом полугодии – 10%, а с 1 июля – 20%», - отметила она.
Далее с докладом выступил Дмитрий Леонтьев, прокурор отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Чувашии:
«У нас поступает огромное количество обращений. Так, управляющие компании не собирают решения собственников, а подделывают подписи жильцов. За счет этого увеличивается плата за текущий ремонт. Были примеры по Канашу. Там собственники 300 домов в один момент повысили плату за текущий ремонт на 2-3 рубля. Всего было 16 судебных решений о признании протоколов незаконными. Четыре управляющие компании делали перерасчет. Были возбуждены административные дела и наложены штрафы в 50000 рублей. Работа продолжается. Мы проводим работу и по начислению за коммунальные услуги. Работаем на пользу жильцов», - отметил он.
Дмитрий Леонтьев сообщил, что собственники должны предоставлять показания счетчиков, однако предоставляют их не все или в заниженном размере. «Нужно проверять, однако управляющая компания проверяет лишь 60% квартир, в которые был осуществлен доступ. Остальные квартиры остаются без проверок. Поэтому недостающий процент ложиться на остальных жильцов».
После выступления прокурора у пришедших граждан появилась возможность задать вопрос:
«Хотелось бы спросить по поводу горячей воды. Цена горячей воды по двухкомпонентному тарифу зависит от площади квартиры. Этого же не должно быть! То, что было потрачено на подогрев, в пределах нормативов начисляется дважды. То, что выше норматива – причисляется к отоплению. Может быть, будут изменения какие-то?», - поинтересовалась чебоксарка.
«Цена от площади не зависит. Она определяется расчетным путем от объема тепловой энергии. Однако управляющие компании начисляют, исходя из площади. Нужно делать перерасчет», - ответил ей представитель прокуратуры.
«Может ли по закону управляющая компания соединять в одну сумму содержание и текущий ремонт?» - прозвучал вопрос.
«Да. Согласно жилищному кодексу, в составе платы за жилое помещение и коммунальные услуги нужно платить за содержание и ремонт жилого помещения. Строгого разделения нет. Общее собрание собственников решает и утверждает размер платы за содержание и текущий ремонт», - получила ответ чебоксарка.
«Снизили норматив потребления на квартиры, в которых не стоят счетчики. Почему? Раньше был норматив без счетчика 4,8. Сейчас, когда счетчики поставили, у кого счетчики не стоят, норматив 3,9. Откуда появляются нормативы?», - поинтересовалась женщина.
«Нормативы установлены постановлением Кабинета Министров Чувашии. По закону нужно было установить счетчики с 1 июля 2012 года. Тем жильцам, у кого есть счетчик, не могут начислить общедомовые нужды сверх норматива. Управляющая компания не должна начислить сверх норматива. Однако, бывают случаи, когда управляющая компания игнорирует нормы и начисляет не по нормативам», - ответил Альберт Петров.
«У меня в квартире счетчики, на электроэнергию, на тепло, на горячую и холодную воду. Если я даю данные, что они мне должны считать? То, я предоставляю или начислять лишнее, сколько хотят? Управы в Чувашии нет на них! Я буду к Путину обращаться! В тот раз на собрании, я задал вопрос, представители прокуратуры ответили. Что ничего не могут сделать. Я встал и ушел, а за мной ушел и весь зал! - выразил недовольства чебоксарец. - По поводу капремонта. Я раньше жил в старом доме, которому 55 лет. Мы платили 8,1 рубля. Переехал в новый дом, платим 9 рублей, а в 2015 году сделали 10 рублей! На каком основании? В Петербурге инвалидам делают скидки, льготы. А в Чувашии? Разберитесь в этом деле! За что мы платим вообще? Когда это безобразие кончится?».
«Тем, кто оборудован счетчиками, им начисляют по среднемесячным показателям, тем, кто не оборудован – по нормативам. Потом, исходя из показаний, проводят перерасчет. Данные вопросы у нас на контроле», - пояснил Дмитрий Леонтьев.
«Зачем мы платим за капремонт, если можно не платить? Проходят митинги на эту тему. Мало того, плату за капремонт в правительстве России отложили до 2020 года для корректировки. Я не плачу за капремонт, хоть и квитанции приходят! И жильцы моего дома тоже не платят! Почему ясности нет?» - возмущалась женщина.
«Взносы за капремонт предусмотрены жилищным кодексом РФ. Плата за капремонт – обязательный платеж. То, что говорят на митингах и пишут в газетах – неправда», - разъяснил Альберт Петров.
Олимпиада Епифанова, генеральный директор некоммерческой организации «Фонд капремонта» добавила, что взнос за капремонт входит в платежи за жилищные услуги и является обязательным платежом. Те, кто не платит за капремонт, будет платить пенни. Однако они пока не собираются.
В зале прозвучал следующий вопрос: «Получат ли пенсионеры 50% скидку при оплате капремонта?»
«Таких законов не принято. Скидок для пенсионеров нет», - сообщил Альберт Петров.
«В 2009 году в нашем доме был проведен капремонт на 11 млн. Результата мы не видели. Куда же ушли наши деньги?», - поинтересовалась чебоксарка.
После некоторой паузы последовал ответ:
«Они хранятся в казначействе, и бюджет Чувашии несет субсидиарную ответственность. Но если вы хотите уйти, так сказать, с общего котла, на специальный счет, можете принять протокольное решение и представить к исполнению», - ответила Олимпиада Епифанова.
«Вышло новое постановление правительства, в котором изменены для Чувашии стандарты оплаты капремонта в сторону уменьшения! В 2014 году – 5 рублей с кв. метра, в 2015 – 5,20, 2016 – 5,50. Вы собираетесь принимать это во внимание?», - недоумевала чебоксарка.
«Федеральный стандарт для нашего региона рекомендован. Также дано право региональному уровню власти самостоятельно устанавливать минимальный размер взноса. Утверждено, что 5 рублей 20 копеек за прошлый год, 5 рублей 50 копеек – на этот год, 5 рублей 80 копеек – на следующий год», - последовал ответ от Олимпиады Епифановой.
«Мы заканчиваем мероприятие», - сообщил Альберт Петров.
Люди довольно оживленно отреагировали на это. Они начали выкрикивать свои вопросы с мест, тянуть руки, высказывать недовольства и вставать со своих мест. За несколько секунд те, которые отвечали на вопросы, разбежались. Пришедшие смогли «поймать» лишь одного представителя из отвечающих. Перебивая друг друга, они пытались получить ответ на свои вопросы: