Александр Зимин, труды которого известны не только в Чувашии, но и далеко за её пределами является кандидатом экономических наук, публицистом, педагогом, поэтом-песенником научным сотрудником, мастером на предприятиях, руководителем образовательных центров.
Период жизни, проведённый в цехах, предопределил выбор его научной деятельности: с определённого момента жизни он публикует статьи, в которых исследует проблемы организации труда на производстве и автоматизации проектирования в машиностроении, а также создаёт учреждения для подготовки руководителей производства. Сегодня речь пойдёт о том, как наладить рабочий процесс и взаимоотношения в коллективе.
В 18 - в директора
- Александр Алексеевич, что подтолкнуло вас, выпускника Электромеханического техникума, публиковаться много и разносторонне?
- 1958 году, после окончания техникума, меня, как и прочих выпускников, направили на должность слесаря ремонтно-механического цеха. Система была такова: независимо от того, что окончил, техникум или вуз, специалист должен был иметь рабочую закалку, мог общаться с рабочими, знал специфику и тонкости производства, знал, какие требования предъявляют к инженерно-техническим должностям, к их продукции и технологии самого производства.
Воспитанники учебных заведений проверялись обычно таким образом: их оставляли на место дирекции в ночное время. Им давались печати и бланки разного порядка, и они могли принимать полностью самостоятельное решение, которое относилось к компетенции даже директора предприятия. Во время этих дежурств обращалось внимание на то, замечает ли молодой специалист проблемы производства. Получилось, что я обнаружил немало недостатков, и мне пришлось самому принимать меры. Все эти замечания я записал в журнале.
А наутро директор завода, сказав, что у меня «хозяйственная жилка», поручил мне обеспечение предприятия техническими средствами. На снабженческой работе я приобрёл организаторские навыки, которые, в общем-то, и определили дальнейшие принципы научных работ.
Генеральный директор Ишлейского завода высоковольтной аппаратуры Юрий Александрович Попенов встречается с одним из первых технических специалистов предприятия А.А.Зиминын
Творческий же путь я начинал в редакции газеты «Орловский комсомолец», куда поступил на работу в секретариат в 1964 году во время заочной учёбы в МГУ на факультете журналистики. Впоследствии побывал и в «Комсомольце Удмуртии», «Курской правде», в кировской «Молодёжной газете», в Киргизии, в областной газете «Ленинский путь»... Во время выполнения дипломной работы трудился в газете «Советский шахтёр»: служба в таком специфическом издании подразумевала и спуск в шахты, и прохождение через лавы, где случалось и тонуть. Работа для любителей риска, словом. Помимо «Шахтёра», ко мне прикрепили журнал «Лесная новь» и подшучивали: мол, в шахтах пыли наглотаешься, а потом в лесу отдохнёшь.
Как представителю центральной отраслевой прессы, приходилось разбирать тяжёлые случаи на производстве, где, ввиду рабочего состава тех времён в северных шахтах (уголовники, бандеровцы, предатели), нередки были случаи саботажа.
«Живое» общение
- Человек вы всё-таки заводской, тема вам близка. А как получилось, что от газетных статей вы перешли к серьёзным научным трудам?
- Каждая газетная статья о заводской жизни ставит обычно серьёзные проблемы технического порядка перед журналистом, не имеющим заводского опыта. А мне как специалисту гораздо интересней было выяснить, как организован технологический процесс, или найти психологические причины конфликта начальника с подчинёнными. Есть различные виды подготовки производства: помимо технологической и конструкторской, есть и социальная подготовка, подготовка кадров, организация управления, взаимодействие различных органов управления, организация труда. Вот именно эта проблема стала меня всё больше и больше увлекать, и я обратился насчёт научной работы в НИИ при Совете министров Чувашской АССР (сейчас он называется Гуманитарный институт).
Мастера предприятия знакомятся с новой книгой А.А.Зимина о их труде
- О взаимоотношениях в коллективе говорят: счастлив тот человек, который из дому спешит на работу, а с работы - домой?
- В этой поговорке большая доля правды. Человек, который торопится в обоих случаях, счастлив и в семейной, и в трудовой жизни. Ощущение счастья в процессе труда во многом зависит от отношений между руководителем и подчинённым.
Привыкать к ролям руководителя и подчинённого и исполнять их мы начинаем, будучи ещё малышами, детьми. Особенно они значимы на службе. Здесь все становится серьёзнее: и деятельность, и коллектив, и конфликты. Взрослые не обладают детской забывчивостью. Обиды они воспринимают острее, запоминают надолго; взгляды, привычки, мнения о людях меняют с трудом. О серьёзности их деятельности и говорить не приходится. А все конфликты отражаются на ней особенно зримо. Связь между настроением и производительностью труда установлена уже давно. Человек, занятый переживаниями, может упустить важное дело, нажмёт не на ту кнопку - отсюда недалеко до травмы, невыполнения стоящих задач.
Даже самый, как говорится, рядовой работник находится в коллективе, а значит, воздействует на него своей деятельностью.
Некоторые руководители ограничивают контакты с коллективом, а это сказывается на их авторитете. Раскрыть себя, познать людей. Разве это возможно только на производстве? Лучше всего это делает досуг. Кроме того, если бы мастер сам, не боясь уронить авторитет, чаще спрашивал у рабочих совета, то и помощников у него было бы больше, полнее использовались бы их способности, знания, опыт, стала выше их удовлетворенность трудом, их роль в процессе производства стала бы значительней - то есть улучшились бы условия для проявления их инициативности.
- Бывает, что у одного мастера 5-6 подчиненных, у другого - 50-60. Алгоритм их взаимоотношений разнится?
- Конечно, у второго чаще ошибки в расстановке людей, в принятии решений. Мастер не успевает уследить за событиями на участке, плетётся в их хвосте. Только заткнёт один провал, как появляется другой. Где уж ему предупреждать нежелательные события, а тем более вести индивидуальную работу с людьми, способствовать росту их квалификации, производственной активности. В каждой отрасли промышленности существуют нормы численности рабочих, подчинённых одному мастеру. Например, в машиностроении в каждой мастерской смене должно быть 25-35 человек.
Не стричь под одну гребёнку
- Ошибки руководителя порождают обиды, разочарования, конфликты в коллективе. Почему они возникают?
- Правильно судить о человеке зачастую мешает и то, что мы порой не разделяем человека и работу, которую он выполняет. Может случиться, что рабочий не справляется с токарным станком, не выполняет норму выработки, хоть и старается: не отсиживается в курилке, не прогуливает, не опаздывает. Но мы начинаем говорить, что он плохой рабочий и даже плохой человек. А может статься, что деятельность станочника не подходит ему по темпераменту, что он любит обстоятельность, а не проворство? Может, назначенный слесарем, где надо все обдумать и действовать не спеша, такой человек оказался бы очень к месту. Но поскольку мы уже утвердились в своём плохом мнении о нём, мы не обращаем внимания на просьбы станочника о переводе, думая про себя: «Куда ни поставь, везде будет одно и то же». Человеку ничего не остаётся, как уволиться с работы.
Пожалуй, нет печальнее ошибок, чем иметь о людях неверное представление. Они всегда влекут за собой разочарование и неуверенность, приводят к необратимым изменения в психике человека, его интересах и поведении. В каждом из нас есть искра, свой талант, и нужно только уметь его раскрыть.