aif.ru counter
326

Политтехнолог Александр Карпычев: «Выборы - это спорт»

«АиФ»-Чувашия» №13 25/03/2015
Кирилл Селёв / АиФ

Но за этими главными выборами несправедливо забывают еще об одной, не менее важной избирательной кампании – о выборах в местные органы самоуправления. Например, и избирателям предстоит решить, кто в ближайшие четыре года будет заседать в Чебоксарском городском Собрании депутатов. Именно от этих депутатов, не менее, чем от республиканской власти, зависит качество жизни трети населения Чувашии.

Сегодняшний гость редакции - политтехнолог Александр Карпычев.

Политтехнолог Александр Карпычев. Фото: АиФ/ Кирилл Селёв

Время пудрить мозги

- Совсем недавно, в канун 8 марта, в Чебоксарах появились плакаты с изображением предполагаемых кандидатов от одной из ведущих партий. Поводом, чтобы покрасоваться перед горожанами, стал женский праздник. Типа: поздравляем и желаем… Но уж больно сильно эти плакаты похожи на классическую предвыборную агитацию. Значит, избирательная кампания уже стартовала?

- Официально предвыборная агитация начинается только когда кандидаты подали документы на участие в выборах в избирательную комиссию. До этого все попытки кандидатов «покрасоваться» незаконны. Да это уже понятно из тех полиграфических шедевров, которые раскидывали в наши почтовые ящики. На них нет никаких выходных данных - где эти плакаты были напечатаны, по чьему заказу, каким тиражом. А вообще, горожане должны быть готовы к тому, что чем ближе выборы, тем больше будет желающих поздравить их с различными праздниками и даже днями рождения. Причём поздравления эти будут приходить от совершенно незнакомых людей - многочисленных кандидатов в депутаты, которые хотят хоть чем-то запомниться избирателям. В школах детям от имени кандидатов будут вручать какие-то подарки: фломастеры, ручки, органайзеры, календарики с ликами политиков.

- Как правило, предвыборный период очень хорошо сказывается на благоустройстве населенных пунктов республики, в том числе и Чебоксар. В этот период появляется куча добрых дядь, которые благоустраивают дворы, строят детские площадки, асфальтируют внутренние проезды и пешеходные дорожки…

- Это все мы сможем увидеть уже в ближайшие дни, как только сойдет снег. Начинается период, когда избиратели почувствуют особенное  внимание к себе. Будут происходить удивительные вещи: разные кандидаты будут фотографироваться на фоне одной и той же детской площадки, и каждый будет утверждать, что именно он ее построил. Это объясняется просто. Достаточно посмотреть официальный план благоустройства города или района и выяснится, что все эти работы запланированы на бюджетные средства и те деньги, которые горожане платят за квартиру по статье «благоустройство». Просто пик этих работ власти стараются приурочить именно к предстоящим выборам. В результате зачастую на выборах побеждает не тот, кто сильнее, как политик, а тот, кто лучше сумел запудрить избирателям мозги.

Фото: АиФ/ Кирилл Селёв

Купленные мысли

- Тогда вообще непонятно, как разобраться, за кого голосовать?

Чтобы сложилось впечатление о человеке, обязательно надо с ним встретиться и поговорить. Есть такие «политики», которые два слова связать не могут, но за деньги заказали свои предвыборные выступления так называемым спичрайтерам. Это купленные мысли. К сожалению, многие кандидаты ограничиваются либо телевизионным эфиром, либо печатаньем предвыборных статей в газетах. Если кандидат избегает своих избирателей на выборах, то они его не увидят и после избрания, и уж точно он не будет выполнять свои предвыборные обещания.

- В последнее время люди все меньше интересуются политикой. Влияет ли это на явку избирателей в день выборов?

- Как ни странно, явка в последние годы только растет. Так, на выборы в Госсовет ЧР в 2006 году пришли 43,7 процента избирателей, в 2011 - уже 61,54 процента. Правда, тогда активность избирателей была связана с тем, что одновременно происходили и выборы в российскую Госдуму. Нынче выборы в муниципальные органы самоуправления совпадают с выборами главы республики, так что явка тоже может быть достаточно высокой.

Фото: АиФ

Избрание по ромашке

- Есть мнение, что учителя, врачи и прочие бюджетники голосуют за тех кандидатов, которых им укажет начальство, из-за страха потерять работу.

- Это глупость. Сейчас в ходе выборов практически невозможно проконтролировать, кто за кого голосует (за исключением откровенно уголовных методов). Так что бояться нечего.

- Тем не менее, в ноябре 2010 года демонстративно ушла в отставку прежний руководитель Центизбиркома Чувашии Людмила Линик. Причина отставки - протест против используемых в республике грязных выборных технологий. Что это за технологии?

- К сожалению, выборы почти всегда у нас представляют интерес не только для их участников, но и для правоохранительных органов. Есть кандидаты, которые считают, что для победы все средства хороши. Самая распространенная схема – так называемая «ромашка». Она применяется тогда, когда кандидат точно хочет знать, что подкупленный или как-то зависящий от него избиратель проголосовал так, как надо.

Схема простая: Первый «засланный казачок» получает в избирательной комиссии бюллетень, ставит галочку возле нужной фамилии, но в урну бросает пустой лист бумаги. Со своим бюллетенем он идет к поджидающему у избирательного участка представителю кандидата. Тот забирает бюллетень, убеждается, что все в порядке и передает его следующему человеку. Следующий избиратель берет новый бюллетень, заполняет его и тоже выносит на улицу. В урну же отправляется бюллетень предыдущего участника этой махинации. И такую операцию можно провернуть много раз.

Еще один способ – у избирателя на участке спрашивают, придет ли на выборы его жена? В случае отрицательного ответа в списке напротив этой фамилии ставится карандашом точка. Потом окажется, что отсутствовавший человек каким-то загадочным образом проголосовал.

Среди других ухищрений можно назвать раздачу в предвыборный период избирателям алкогольной продукции от имени конкурента, чтобы потом написать жалобу и снять того с выборной гонки, случается, что от имени какого-то кандидата печатают листовки выставляющие из «автора» полным идиотом. Не говоря уже о неприкрытом использовании в выборной кампании административного ресурса.

Фото: Reuters/ Gleb Garanich

Главное - харизма

- Многие считают, что выборная кампания - это прежде всего деньги. Нет денег - не будет депутатского мандата.

- Деньги, конечно, имеют значение, но они играют третьестепенную роль. Я знаю состоявшихся депутатов, которые (кроме расходов на листовки) ничего не потратили. Сами с утра до вечера ходили по квартирам и победили. Главное, чтобы у кандидата была профессиональная команда единомышленников, свежие идеи и харизма. Чем больше харизма, тем меньше нужно денег.

- Чем, на ваш взгляд, будут отличаться нынешние муниципальные выборы?

- Тем, что люди все меньше доверяют политикам и партиям. Поэтому избиратели будут голосовать не за партии, а за людей. Больше шансов на успех появилось у неангажированных самовыдвиженцев. Я думаю, что после сентября в городском собрании появится много новых лиц.

- Для вас выборы - это профессия. Чем она вас привлекла?

-  Выборы - это азарт, у них захватывающая драматургия, есть развитие сюжета, есть победители, есть проигравшие. Это интеллектуальный, по большому счёту, вид спорта. Борьба идей, которые может предложить избирателю кандидат. Новые технические средства донесения идей. Интересно работать с новыми кандидатами, которые ещё сами не знают о своих способностях. Не всегда уверены в своих силах. Им надо в этом помочь. Чтобы они поверили в себя, а люди поверили в них.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах