На сайте Министерства внутренних дел Чувашской Республики появилась радостная новость: «В Чувашии стартует II этап Всероссийского конкурса «Народный участковый-2014». Проголосовать за «своего» участкового можно на официальном сайте МВД по Чувашской Республике с 7 по 16 октября». Как-то сам собой напросился вопрос: а не станет ли вновь ключевым взятое в кавычки слово «своего»?
Для тех, кто не помнит: прошлогодний конкурс на лучшего участкового выиграл 33-летний участковый уполномоченный полиции ОП по Яльчикскому району межмуниципального отдела МВД России «Комсомольский» Эдуард Никонов, набравший более 180000 голосов, и став, таким образом, безусловным лидером второго тура интернет-голосования. «Число голосов, которые были отданы за кандидатов-участковых во втором туре голосования, перевалило 400 тысяч». - сделали тогда анализ сотрудники правоохранительных органов, не представляя, на какие мысли может навести подобный расклад. Признаюсь: мне, как жительнице Чувашской Республики, было бы весьма и весьма приятно, что мои земляки оказались столь добросовестны и рьяно подошли к выбору «самого-самого». Однако распирающим патриотизмом тут и не пахло.
Каждый третий
«Лучшего участкового выбирают люди посредством голосования в Интернете. Это отличный пример открытого, партнёрского взаимодействия органов внутренних дел и общества в оценке работы сотрудников одной из самых важных полицейских профессий», - сообщалось на сайте силового ведомства республики. Давайте подсчитаем: население города Чебоксары, по данным Википедии, в настоящее время составляет 464 тысячи человек, а население республики серьёзно не дотягивает даже до полутора миллионов.
«То есть получается, по мнению силового ведомства, которое занималось сбором голосов за участников-кандидатов, в голосовании приняли участие практически все чебоксарцы - включая новорожденных и тех, кто пребывает в глубоко элегантном возрасте, - делает подсчёт политолог Пётр Котов. - Или же - каждый третий житель Чувашии!..»
Не надо иметь ума палату, чтобы заметить эти...скажем...незначительные недостатки в организации конкурса. Любой мало-мальски просвещённый программист щёлкает эти задачки аки орехи: нужное число голосов запросто можно «накрутить», отключив несколько компьютерных функций, а то и полностью автоматизировать процесс, подключив к браузеру специальное дополнение. И при хорошей скорости интернета, можно с одного компьютера только за одну минуту «вбросить» порядка 100-120 голосов, что, по видимому, и произошло в случае с голосованием на звание самого лучшего участкового в республике в 2013 году.
Чиновники-доброхоты на этом не остановились: яльчикскому земляку попытались помочь на уровне района, использовав для этого портал органов власти. На странице официального сайта Яльчикского района красовался эмоциональный призыв, идущий вразрез с нормами и правилами русского языка: «ДАВАЙТЕ ГОЛОСУЕМ ЗА ЭДУАРДА ФЁДОРОВИЧА».
Доброхоты подвели?
Если предположить, что чувашский майор действительно не был в курсе своих ошеломительных результатов (о чём он заверил представителей СМИ), то ему, добропорядочному, скромному сельскому парню оказали медвежью услугу, ударив по его деловой репутации и запятнав честь мундира. И скрыть либо завуалировать режущую глаза правду-матку здесь никак не удалось: Эдуард Никонов из Яльчик, набравший в Чувашии количество голосов, в шесть раз превышающее численность всего района, на всероссийском этапе конкурса едва дотянул до 189 голосов, став лидером... среди аутсайдеров.
Как сообщает источник в правоохранительных органах, в этом году, как и в 2013-м, конкурс проходит без спортивных состязаний и различных тестов, а просто посредством интернет-голосования. Зайдя на сайт МВД, с удовлетворением отмечаю: силовое ведомство, пристыжённое широким общественным резонансом в прошлом году, учло все недостатки организации проведения конкурса и к новому подошло со всей ответственностью. Интерфейс страницы голосования теперь предлагает не просто ткнуть мышкой в фамилию понравившегося кандидата, а самостоятельно заполнить несколько полей: набрать фамилию и имя понравившегося кандидата, указать свою электронную почту (ибо, как считают программисты, электронную почту создать самостоятельно пока не может ни один, даже самый «умный» робот), набрать защитный код на сайте... - то есть, всё по уму. На первый взгляд.
Хотели как лучше…
Во-первых, сразу же бросилась в глаза обязательная графа под лаконичным названием «текст обращения». Куда и к кому интернет-пользователю следует обращаться для того, чтобы оставить голос за полюбившегося кандидата? А как же пресловутый лозунг «свобода слова и печати?» Поневоле на ум приходит мысль либо о недалёкости организаторов, либо, что более вероятно, о их желании усложнить процесс проведения конкурса. Во-вторых, организаторы голосования не учли очень простую, банальную, но имеющую большо-о-ое значение вещь. Представьте себе картину. Типичный интернет-пользователь, сознательно зашедший на сайт МВД с намерением проголосовать, набирает вручную фамилию и имя лучшего, на его взгляд, «дяди Стёпы», хочет убедиться в том, что его голос играет не последнюю роль в выявлении личности «самого-самого», и с удивлением обнаруживает: а графу результатов-то организаторы приложить подзабыли! Получается, что правом следить за количеством прибывающих голосов простые смертные (читай - простые пользователи), увы, не обладают.
И третье. Надо набрать фамилию и имя участкового? Да пожалуйста! И снова представляется случай, который вполне может иметь право на существование при таких, мягко говоря, скрытных условиях проведения конкурса.
«Да, других участковых с фамилией и именем Сергей Мажей (победитель конкурса на звание лучшего участкового на всероссийском уровне прошлого года) в России точно нет. Мажей Сергей - один-единственный на всю Россию, кто бы спорил, - говорит политолог Пётр Котов, указывая на ещё один крупный недостаток конкурса этого года. - Но не секрет, что в Чувашии очень много тех, чья фамилия обычна и далека от фамилии Мажей. Им-то что делать? Неужели на республиканском уровне это никого не смутило?»
Коли нет - наши соболезнования. Видно, господа-организаторы решили эту возможную трудность разрулить по-простому: взять да и голоса за всех ивановых (петровых) поделить поровну... Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы сделать простое умозаключение: в прошлом году доброхоты опрометчиво пошли напролом, чтобы выставить своего кандидата на федеральный уровень, а в результате стали посмешищем не только в масштабах республики, но и страны. В этом же году курс, по всей видимости, ведётся на абсолютное отсутствие гласности. Где гарантии, что в самый последний момент голоса не подрисуются «сверху»? Дай Бог, если не так.
Точка зрения автора может не совпадать с мнением редакции.