Зачем сел не в свои сани товарищ Игнатьев? - этот вопрос меня волнует в последние недели все больше и больше.
Для внезапно возбудившихся поясняю: сани, в данном случае - аллегория, образное сравнение, ничего с политическим амплуа недавнего помощника комбайнера не имеющее. Хотя и здесь можно было бы подискутировать и привести тысячу примеров из истории, когда занявшийся не своим делом политик обретал закономерный финал, застревая в истории как герой анекдотов, становясь посмешищем, - но я не об этом.
Роль саней в данном случае отводится автомобилю «Фольксваген-Фаэтон» - элитной повозке бизнес-класса, той самой, которая была придирчиво выбрана руководством республики из огромного великолепия моделей авто, соединивших в себе все технические и интеллектуальные возможности человека разумного, существующих на сегодняшнем рынке и была прикуплена под личные нужды главы Чувашии из средств республиканского бюджета более чем за четыре миллиона рублей...
...Тут сделаем паузу. И давайте прочувствуем изложенную информацию по частям. Авто бизнес-класса, в создание которого ведущие разработчики инженеры вложили всю душу и опыт. В базовой комплектации седан оборудован автоматической коробкой передач, пневматической подвеской, системой полного привода, круиз-контролем, биксеноновыми фарами, 4-зонным климат-контролем, тонированными стёклами, багажным отделением на 500 литров, восемью подушками безопасности. И все это - в единой колеснице для управленца депрессивным регионом России. И еще раз: авто, которое при массе более двух тонн имеет 12-цилиндровый двигатель объёмом 6 литров мощностью 450 лошадиных сил и 5-ступенчатый «автомат», за 6 секунд разгоняющееся до сотни километров в час с места, развивающее максимальную скорость - 250 километров в час, было куплено на средства чувашских налогоплательщиков для человека, который управляет регионом, где над зарплатой в 5-6 тысяч не смеются, а плачут. Авто повышенной комфортности с мини-баром, сиденьями c функцией памяти и 10-позиционными электрорегулировками, активными подголовниками с электрорегулировкой по высоте и массажёром в передних и задних сиденьях, с весьма низкой подвеской. Пространство между нею и дорожной поверхностью составляет всего 118 мм, а значит, это авто, заточенное исключительно под ровные, гладкие добросовестно выложенные дороги.
Авто рождалось в недрах концерна «Фольксваген» - и я ни на секунду не сомневаюсь в том, что это чудо техники имеет «родную», немецкую, сборку, а не более экономичную (и менее надежную) корейскую и уж тем паче - боже упаси! - не российскую. Наивные, прекраснодушные создатели этого чудесного по своим техническим возможностям авто считали, что их детище будет колесить по ровным, цивилизованным дорогам, сделанным с соблюдением всех технологий. По дорогам, которые, в свою очередь, будут сделаны такими же ответственными специалистами и профессионалами своего дела, отвечающими за каждый бугорок. Создавая «Фольксваген-Фаэтон» разработчики и не догадывались, что их детище может оказаться на просторах чувашских автодорог, где 50 миллиметров опасного порога - семечки.
Да у нас на автодорогах есть такие трещины, которые сумели всосать 42 миллиона бюджетных денег, куда окончательно, без малейшей возможности реабилитации, провалилось не только доброе имя руководителя «Чувашавтодора» Александра Волкова, получившего реальный срок за хищение в особо крупных размерах, но и деловая репутация самого главы региона, как ближайшего друга и покровителя этого самого расхитителя. Репутация, впрочем, провалилась даже скорее в эту малосимпатичную дыру. Такова уж ее цена - проваливаться в дорожную трещину или куда-то еще. Не 200 миллионов, чай. И то, что «Фаэтон» не рассосался в одной из таких выбоин, поглощающих и миллионы бюджетных денег, и доброе имя чувашских властей - надо полагать, чистейшая случайность, удача и дорожный фарт. Хотя, по логике вещей, давно могло сложиться.
Для меня до сих пор остается загадкой, отчего глава республики остановил свой выбор именно на этой марке. Именно на этой модели? За то, что в ней есть климат-контроль, кожаный салон, люк в крыше, электрорегулировки и обогрев сидений? Помилуйте, но тысячи моделей, причем менее затратных по себестоимости, оснащены тем же самым! Тогда, может быть, выбор пал на «Фаэтон» исключительно интуитивно, так, как это делают женщины в автосалоне: ой, смотри, какая прелесть! Хочу вот эту черненькую! Но автомобилей из разряда «вон те черненькие» - на свете божьем еще больше, нежели тех, что имеют климат-контроль, и коробку-«автомат». Так что логики в выборе не вижу ну никакой. Авто, конечно, красивое. Но под наши дороги почти не адаптированное, стоит не просто дорого, а слишком дорого - если оценивать возможности республиканского бюджета. Что же заставило главу Чувашии быть столь нескромным?
Может, прельстился названием? Красивых машин реально полно. А вот красивых автомобилей с красивыми именами, увы, не так уж и много. Ну, куда это годится: «Фольксваген-пассат», «Сузуки-эскудо», «Тойота-целика». Безусловно, каждый из нас мыслит по мере своей испорченности. Следовательно, такие названия могут оскорбить девственные уши главы Чувашии, по всей видимости, решили советники руководителя республики и сразу же отмели такие сомнительные альтернативные варианты. Боюсь, что все конфигурации и модели уважаемого и авторитетного автоконцерна «Мазда» были забракованы ими в первую очередь - по той же причине. И именно таким образом, видать, была выбрана модель, которая и ласкала слух, и намекала на олимпийское величие, ибо как ни крути, а (по мнению умников, которые ходят в советчиках главы республики) Фаэтон - это звучит гордо. Фаэтон, мол, это что-то такое... э-э... мифологическое, со времен Древней Эллады, опять же - как-то связано с космосом... И с этим не поспоришь. Есть правда, то, что не то чтобы противоречит этому, но заставляет задуматься.
Кто был в Древней Греции Фаэтон? Если верить разным источникам, коими полнится всемирная Сеть, Фаэтон, в древнегреческой мифологии был сыном бога солнца Гелиоса, который не справился с обилием подростковых гормонов, помноженных на взыгравшую спесь (ну, а много ли среди его сверстников было тех, кто мог бы похвалиться тем, что его папа - целый бог солнца?!), спровоцированную бытовой невоспитанностью (за это, впрочем, осуждать не стоит: тогда ни школ, ни детских садов не было) и возжелал порулить папиным транспортом. Заметим: транспортом, на который ему, безбородому недалекому юнцу, бы не следовало бы вообще разевать едва начавшихся опушаться губёшек. Папа-бог, понимая, что сынок вконец оборзел, и попытался его отговорить: мол, ну куда уж тебе, ты сначала ума наберись, опыта, ПДД поизучай. Но так и не смог противостоять капризам избалованного сына-мажора, махнул рукой и сказал: ладно, если ты такой упертый дурак - на, поезжай! Малолетний обрадованный болван вскочил на солнечную колесницу отца, да и с гиканьем, чуть не писаясь от восторга, полетел ко всем чертям вверх, но, как то и бывает с неопытными мажорами, не справился с управлением - не смог сдержать огнедышащих коней, которые, приблизившись к Земле, едва не спалили её. Увидел такое безобразие товарищ Зевс, который выполнял на тот момент функции президента над всеми и, как умудренный жизненным опытом правитель, поскорее вдарил в летящую на всех парах мажорную безголовую бестолочь первосортной молнией, да так, что тот сразу с этой колесницы и покатился тонуть в неживом состоянии - прямиком в реку Эридан (название водоема, впрочем, в данном случае несущественно). Жестокий со стороны Зевса шаг был, но необходимый: Землю-то спасать как-то надо было!.. Тут и сказочке конец, а имя зарвавшегося дурака прочно засело в истории, и даже странно, что разработчики этой модели машины выбрали именно такое название для своего очередного детища. А в свете того, что происходит в республике в настоящее время, колесница, на которую отважился сесть руководитель региона, легенда так и вовсе приобретает зловещий, глубоко философский, смысл. Я ни на что не намекаю. И боже упаси подозревать меня в том, что я, кивая на легенды и мифы Древней Греции, пророчу нынешнему главе Чувашии целую колесницу неприятностей в качестве закономерного финала - что обычно и бывает с теми, кто влезает не в свои сани. Но будь я на месте главы, все-таки подумал бы головой сам, не полагаясь на выбор советников: а стоит ли брать именно такую модель авто? «...Как вы яхту назовете, так она и поплывет», значится.
Хотя, может, понравилось главе Чувашии название авто тем, что это не просто машина, но и тезка гипотетически существовавшей когда-то планеты, до поры до времени гнездившейся между Марсом и Юпитером? Если так, то тут совсем плохо дело. Потому как, согласно версии астрономов, эта планета взяла да и распалась, образовав из себя пояс астероидов. Я не напрасно сделал пояснение «гипотетически» существовавшей, потому как споры о том, что эта планета вообще имела место быть, продолжаются и поныне. «Расчёты, сделанные для того, чтобы определить, как двигались астероиды в прошлом, показали, что они никогда не были частью одной планеты, - повествует Википедия. - Аргументом является малая суммарная масса астероидов, и практическая невозможность формирования крупного объекта типа планеты в области Солнечной системы, испытывающей сильные гравитационные возмущения от Юпитера. Таким образом, Главный пояс астероидов является не разрушенной планетой, а планетой, которая так и не смогла сформироваться ввиду гравитационного влияния Юпитера и, в меньшей степени, других планет-гигантов». Вот оно как получается: тужились-тужились астероиды в тщетной попытке собраться воедино и стать чем-то дельным, путным - хотя бы полноценной планетой на небосклоне, а не сбылось. А тщетные усилия всегда вызывают печаль: бывает потом безумно жаль и потраченных усилий, и времени, будь то космос или политика. Выйдет, пожалуй, нехорошо, если спустя долгое время главу Чувашии будут ассоциировать именно с Фаэтоном-псевдопланетой: наличие авто-тезки уже для этого имеется. Значит, первый шаг уже в этом направлении сделан.
С названием «Фаэтон» вообще следует быть поаккуранее. Не напрасно ж гипотеза о существовании Фаэтона часто используется в научной фантастике. Ушлые фантасты в разное время выдвигали версии, не жалея бумаги и читательского терпения, что на Фаэтоне-де существовали разумные существа, которые своими действиями вызвали разрушение планеты. Но мне эту теорию вообще развивать не хочется, а то уж очень некрасивая параллель с главой Чувашии выходит. А он, глава Чувашии, мне очень даже симпатичен, несмотря на пугающую близость к уголовных дел фигурантам-чиновникам, несмотря на экономические провалы, смешную манеру одеваться, слабую команду псевдоединомышленников, провальные проекты. Потому что, как мне кажется, человек-то он хороший. И вся его беда в том, что тех, кто его регулярно, целенаправленно и планомерно подставляет - слишком много. Лже-помощники дают ему откровенно вредные советы и, вместо того, чтобы помочь, вредят еще больше. И покупка «Фаэтона» - один из таких вредных советов. Ведь в итоге получилось глупо. Дорого. С ущербом для репутации.
Пушистый, но с когтями.
Точка зрения автора может не совпадать с мнением редакции.